Найти тему

"Я из огненной деревни" Алесь Адамович, Янка Брыль, Владимир Колесник

 "Я из огненной деревни" - документальный сборник воспоминаний про уничтожение фашистами белорусских деревень и о партизанах во время Великой Отечественной войны.

"Я из огненной деревни" - документальный сборник воспоминаний про уничтожение фашистами белорусских деревень и о партизанах во время Великой Отечественной войны. В книгу вошли свидетельства только тех людей, которые лично пережили трагедию сожженных деревень, убийства родных и односельчан. Для опроса очевидцев писатели на протяжении 1970-1973 гг объездили с магнитофоном 147 деревень, и записали воспоминания более 300 непосредственных участников событий. 72 км пленки с записями.

В ходе работы над авторами не раз нависал Дамоклов меч цензуры, едва не похоронивший книгу. Придирались к каждой странице, к каждому факту и эпизоду. Одна из претензий звучала так: "Ваши герои - бедные люди, неряшливые и небритые". На что авторы отвечали, мол нам подождать пока человек разбогатеет, или сказать, чтобы фрак надел? В итоге, книгу спас секретарь ЦК КПБ по идеологии Александр Кузьмин.

В книге есть ответ, почему именно Хатынь стала символом в память о сожженных деревнях и их жителях. Оказывается, что Хатынь была избрана в качестве противовеса Катыни, чтобы замять саму катынскую историю. Хотя позже властям пришлось признать, что не немцы, а сами же подручные Берии расстреливали в Катыни польских офицеров и унтер-офицеров.

В книге приведены данные, которые говорят, что из общего количества 9200 белорусских деревень, сожженных гитлеровцами за годы ВОВ, 4885 было уничтожено карателями. Фашисты считали, что белорусы наиболее безобидные из всех славян. Ответом была партизанская рельсовая война.

Все истории очень тяжёлые и страшные. Ведь говорят те, кто чудом остался в живых. Боль чувствуется даже сквозь страницы. Более 300 свидетелей, и это те, которых удалось найти.

В этой книге для меня есть существенные минусы. 1) Авторы передали текст рассказом очевидцев. И это вообще не художественный слог. Сбивчивые воспоминания с диалектом, в общем, как говорили - так и писали. Поэтому читать порой было затруднительно. 2) Этот минус самый главный. Здесь нет фамилий карателей и предателей. Хотя очень многие известны. Ведь были расследования и опознания. Лишь пару фамилий промелькнуло, но главные злодеи небыли названы.

Всем хороших книг!

Мой Телеграм