Найти тему
Журнал не о платьях

Как я съездила в Рим со Школой историка моды и театрального художника Але­к­сан­дра Ва­силь­е­ва

Оглавление

Фото автора
Фото автора

Але­к­сандр Ва­силь­ев – зна­ме­ни­тый рус­ский те­а­т­раль­ный ху­до­ж­ник, кол­лек­ци­о­нер, ис­то­рик мо­ды, пи­са­тель. Мо­с­к­вич, эми­г­ри­ро­вав­ший в Па­риж в 80-е и со­сто­яв­ший­ся на За­па­де. Сей­час он жи­вет ве­з­де, по­сто­ян­но пе­ре­ле­тая из стра­ны в стра­ну с вы­став­ка­ми и лек­ци­я­ми. Бле­стя­щий ора­тор, эн­ци­к­ло­пе­дия мо­ды, ге­ни­аль­ный ар­тист. По­с­лед­нее я окон­ча­тель­но по­ня­ла в Ри­ме, про­ве­дя с ним шесть чу­де­с­ных мар­тов­ских дней.

«Шко­ла Але­к­сан­д­ра Ва­силь­е­ва» от­кры­лась в 2005-м. Не­сколь­ко раз в го­ду она ор­га­ни­зу­ет по­езд­ки в пре­кра­с­ней­шие го­ро­да ми­ра, где ле­к­то­ром и экс­кур­со­во­дом вы­сту­па­ет сам ма­э­ст­ро. По­пасть в груп­пу мо­жет лю­бой. В интернете есть расписание Школы.

В Ри­ме я бы­ла в тре­тий раз, но по­лю­би­ла его впер­вые. И все это – из-за Ва­силь­е­ва. Как на­пи­сал од­на­ж­ды мой кол­ле­га,

«Але­к­сандр Ва­силь­ев – это про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва, ав­тор ко­то­ро­го – сам Але­к­сандр Ва­силь­ев».

Со­г­ла­си­тесь, ко­г­да те­бе од­но про­из­ве­де­ние ис­кус­ст­ва по­ка­зы­ва­ет и объ­я­с­ня­ет дру­гие – это осо­бые впе­чат­ле­ния.

По дан­ным ЮНЕ­СКО, в Ита­лии на­хо­дит­ся 40 про­цен­тов ми­ро­вых ше­дев­ров ис­кус­ст­ва. Что­бы ос­мо­т­реть ше­дев­ры од­но­го толь­ко Ри­ма ос­но­ва­тель­но, ну­ж­но, на­вер­ное, не­сколь­ко ме­ся­цев еже­днев­ных уси­лий. У нас бы­ло пять дней, а на ше­с­той мы от­пра­ви­лись в Пом­пеи и Не­аполь.

«Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ней, пле­с­нув­ши кра­с­ки из ста­ка­на...»

Те­перь я по­ни­маю: эта по­езд­ка ну­ж­на бы­ла нам имен­но для то­го, что­бы «сма­зать кар­ту буд­ней». Ко­не­ч­но, ис­кус­ст­во­ве­дом ни­кто из на­шей груп­пы не стал, но италь­ян­ское ис­кус­ст­во ста­ло всем бли­же и по­нят­нее. Ва­силь­ев уме­ет рас­ска­зы­вать о ху­до­ж­ни­ках и пер­со­на­жах так, как буд­то это его до­б­рые зна­ко­мые: рас­пут­ная прин­цес­са По­ли­на Бор­ге­зе, алч­ная «па­пес­са» Олим­пия Пам­фи­ли, не­на­сыт­ная Фор­на­ри­на, воз­люб­лен­ная Ра­фа­э­ля, мать На­по­ле­о­на Ле­ти­ция, иро­ни­ч­но пи­сав­шая сво­ему сы­ну, ра­пор­то­вав­ше­му о во­ен­ных ус­пе­хах: «Я по­ла­гаю, это про­длит­ся». Не­под­ви­ж­ные по­лот­на и ста­туи ожи­ва­ют под цеп­ким взгля­дом ост­ро­сло­ва Ва­силь­е­ва.

За пять дней мы по­смо­т­ре­ли Рим­ский фо­рум и Ко­ли­зей, про­гу­ля­лись к глав­ным фон­та­нам Ри­ма, по­бы­ва­ли в Сик­стин­ской ка­пел­ле и со­бо­ре Свя­то­го Пе­т­ра в Ва­ти­ка­не, по­се­ти­ли два му­зея Ка­пи­то­лий­ско­го хол­ма и па­лац­цо Ве­не­ция, за­мок Свя­то­го Ан­ге­ла (с эро­ти­ч­ны­ми фре­ска­ми в пап­ских по­ко­ях), Пан­те­он, про­шлись по уло­ч­ке ан­ти­к­ва­ров, где Ва­силь­ев кое-что по­ку­пал сам и да­вал со­ве­ты всем ин­те­ре­су­ю­щим­ся.

Мы съе­з­ди­ли в Ти­во­ли на вил­лу Ад­ри­а­на (впе­чат­ли­ли ос­тан­ки ги­гант­ско­го «СПА-ку­рор­та», воз­ве­ден­но­го им­пе­ра­то­ром Ад­ри­а­ном в знак люб­ви к не­со­вер­шен­но­лет­не­му юно­ше Ан­ти­ною, и это при живой жене Са­би­не!) и вил­лу Де­с­та с не­ре­аль­ным пар­ком и во­до­па­да­ми.

Мы - школьницы у Александра Васильева
Мы - школьницы у Александра Васильева

Ог­ром­ные и бес­цен­ные кол­лек­ции кар­тин и скульп­тур Па­лац­цо Бар­бе­ри­ни, вил­лы Бор­ге­зе, а так­же га­ле­рея До­рии Пам­фи­ли изу­че­ны на­ми как ту­ри­ста­ми ос­но­ва­тель­но.

На ше­с­той день мы ос­ма­т­ри­ва­ли раз­ва­ли­ны бес­пут­но­го го­ро­да Пом­пеи с фре­ска­ми а-ля ев­ро­пей­ская «ка­ма­су­т­ра» на сте­нах бор­де­лей, а так­же дво­рец ко­ро­лей «Ка­по­ди­мон­те» в Не­апо­ле (опять впечатляющая кол­лек­ция кар­тин) и весь­ма не­ожи­дан­но ин­те­ре­с­ный му­зей ар­хе­о­ло­гии. Мно­гие из груп­пы ту­да не по­шли, на­де­ясь не уви­деть там ни­че­го, кро­ме гли­ня­ных че­реп­ков. И зря! Ар­хе­о­ло­ги Ита­лии рас­ка­пы­ва­ют вос­хи­ти­тель­ные из­де­лия из цвет­но­го сте­к­ла и гор­но­го хру­ста­ля, ко­то­рым по не­сколь­ко ты­сяч лет. Там же слу­чай­но по­па­ли на вы­став­ку ху­до­ж­ни­ка XIX ве­ка Аль­ма Та­де­ма, ко­то­рый вос­со­з­дал в кра­с­ках рим­скую жизнь до на­шей эры.

Ва­силь­ев го­во­рит:

«Вкус – свой­ст­во вро­ж­ден­ное, а не при­об­ре­тен­ное. Но его мо­ж­но раз­ви­вать -- срав­ни­вая то, что вы ви­ди­те в дан­ный мо­мент, с про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ст­ва. Вот вам по­ка­жет­ся, что со­сед­ка Та­не­ч­ка – кра­са­ви­ца. А вы срав­ни­те ее с ли­ком По­ли­ны Бор­ге­зе. Ко­не­ч­но, стан­дар­ты кра­со­ты со вре­ме­нем ме­ня­ют­ся, но эс­те­ти­ка ве­ч­на».
Фото автора.
Фото автора.

Ва­силь­ев го­во­рит о ро­с­ко­ши:

«Не­ко­то­рые ду­ма­ют, что плит­ка от Вер­са­че с зо­ло­том – это люкс. Люкс не мо­жет быть то­ва­ром с за­во­да. Люкс – это ис­к­лю­чи­тель­но ру­ч­ная ра­бо­та, по­мно­жен­ная на та­лант».

(Кста­ти, ес­ли прой­тись по му­зе­ям Ри­ма, по­ни­ма­ешь, что Вер­са­че – просто ко­пи­ист).

Имидж са­мо­го Ва­силь­е­ва – это, бе­з­у­с­лов­но, люкс: ка­ж­дый день он ме­нял не толь­ко ори­ги­наль­ные ру­баш­ки, жи­ле­ты и жа­ке­ты, но и шар­фы с бе­ре­та­ми. И ме­даль­о­ны. Не­из­мен­ным был толь­ко гро­мад­ный пер­стень с ко­ри­ч­не­вым опалом, на котором есть гравировка "Помни о своем времени". И он помнит. И не теряет впустую ни минуты.

...В том чи­с­ле и гру­ст­ная прав­да

Ез­дить в «Шко­лу Ва­силь­е­ва» сто­ит пре­ж­де все­го на спе­к­такль «Але­к­сандр Ва­силь­ев на фо­не Ри­ма (Стам­бу­ла, Па­ри­жа, Ве­не­ции)». Он – че­ло­век-фей­ер­верк, празд­ник, яв­ле­ние, эпо­ха. Его по­зи­тив­ная энер­гия, оба­я­ние и зна­ния ог­ром­ны. Он ос­ве­ща­ет и со­гре­ва­ет со­бой все про­стран­с­т­во во­к­руг. У это­го ог­ня всем хо­чет­ся по­греть­ся. Его обо­жа­ют и муж­чи­ны, и жен­щи­ны. Ау­ди­то­рию он не про­с­то дер­жит, а за­во­ра­жи­ва­ет.

Од­на­ж­ды око­ло на­шей груп­пы ос­та­но­ви­лись три чер­но­ко­жие де­вуш­ки и, рас­крыв рот, слу­ша­ли ма­э­ст­ро. Со­м­не­ва­юсь, что они по­ни­ма­ли по-рус­ски. Ко­г­да я пе­ре­ска­за­ла это мо­с­к­ви­ч­ке Со­не, она от­ве­ти­ла: «Стран­но, что Са­ша на ми­ну­ту не пе­ре­шел на ан­г­лий­ский. На­вер­ное, не за­ме­тил их». Что ж, все по­ни­ма­ем: ак­те­ру ну­ж­ны ап­ло­дис­мен­ты пуб­ли­ки. И в этом слу­чае сво­их ла­до­ней не жал­ко.

Кое-чем он мо­жет, ко­не­ч­но, и раз­дра­жать. На­при­мер, за­да­вая во­п­рос:

«А вы где вче­ра ужи­на­ли? На­вер­ное, в «Мак­до­нальд­се»?» Или де­лая объ­я­в­ле­ние: «Се­го­д­ня по­с­ле 18.00 – оз­до­ро­ви­тель­ный шо­пинг. Вас ждут кол­гот­ки, та­к­си­сты и ка­ра­би­не­ры Ри­ма».

Я спро­си­ла его по­том, за­чем он под­тру­ни­ва­ет над де­вуш­ка­ми. «А им это нра­вит­ся», -- был от­вет. Со­м­не­ва­юсь. Про­с­то не­воз­мо­ж­но оби­жать­ся на Яв­ле­ние. А еще он од­на­ж­ды ска­зал:

«Об­ще­ние с ари­сто­крат­ка­ми на­у­чи­ло ме­ня быть тер­пи­мым к лю­дям».

Так и нас – об­ще­ние с Ва­силь­е­вым на­у­чи­ло быть тер­пи­мы­ми.

Наша группа. Фото из архива автора.
Наша группа. Фото из архива автора.

Но это по­том. А сна­ча­ла все очень бли­з­ко к серд­цу при­ни­ма­ли тот факт, что ан­ти­ч­ное ис­кус­ст­во от­кро­вен­но и на­гло лю­бу­ет­ся муж­ским те­лом, счи­тая жен­ское толь­ко ор­га­ном для вы­на­ши­ва­ния де­тей. Даль­ше – боль­ше. Ока­зы­ва­ет­ся, ху­до­ж­ни­ки Воз­ро­ж­де­ния со­вер­шен­но не ви­де­ли жен­ско­го те­ла, «толь­ко в тем­но­те и на ощупь». (Имен­но по­э­то­му изо­б­ра­же­ния груди ма­донн, кор­мя­щих мла­ден­цев, пря­мо ска­жем, стран­ны). Пер­вые на­тур­щи­цы по­я­ви­лись лишь в XVI ве­ке. А по­смо­т­ри­те на жен­ские те­ла в Сик­стин­ской ка­пел­ле – это же му­жи­ки-ат­ле­ты в юб­ках, с при­ри­со­ван­ной гру­дью!

Все это нас пе­ча­ли­ло днем, но пе­чаль уле­ту­чи­ва­лась, ко­г­да ком­па­ни­ей мы шли с Ва­силь­е­вым обе­дать, или пить шо­ко­лад («Я знаю, здесь – луч­ший в Ри­ме!»), или ужи­нать. Бур­леск про­дол­жал­ся, на­чи­на­лись рас­ска­зы о встре­чах с людь­ми те­а­т­ра, ак­т­ри­са­ми, ба­ле­ри­на­ми, ари­сто­крат­ка­ми (Ва­силь­ев пе­ре­да­ет их го­ло­са, изо­б­ра­жа­ет же­с­та­ми, ци­ти­ру­ет). О них он пи­шет в сво­их кни­гах.

Че­го не по­нял фран­цуз­ский про­фес­сор

Шко­ла есть шко­ла. В кон­це пя­ти­днев­ки нас жда­ли две лек­ции в лоб­би оте­ля – «Твор­че­ст­во Эль­зы Скья­па­рел­ли» (со­в­ре­мен­ни­цы и кон­ку­рен­т­ки Ко­ко Ша­нель). С ин­те­ре­сом по­слу­ша­ли пре­по­да­ва­те­ля ис­то­рии ко­с­тю­ма из Пе­тер­бур­га Свет­ла­ну Вань­ко­вич. А на де­серт – лек­ция па­риж­ско­го экс­пер­та в об­ла­с­ти мо­ды, мо­ло­до­го про­фес­со­ра, вице-президента "Александр Васильев Фаундэйшн" ме­сье Кри­сто­фа Дю­буа-Рубио «Но­вей­шие тен­ден­ции в мо­де». И ока­за­лись они та­ко­вы:

  • в мо­де не оде­ж­да, а те­ло (куль­то­вые ку­тю­рье по­ка­зы­ва­ют се­бя об­на­жен­ны­ми);
  • пла­сти­че­с­кая хи­рур­гия до­с­тиг­ла та­ких вер­шин, что из лю­бо­го че­ло­ве­ка мо­ж­но сде­лать "кон­фет­ку" (по­ка­зы­ва­ет­ся са­мая из­ве­ст­ная жер­т­ва вра­чей «Не­ве­с­та Виль­ден­штай­на», ко­то­рая ре­ши­ла стать по­хо­жей ли­цом на пан­те­ру⤵️)
Источник фото: kulturologia.ru
Источник фото: kulturologia.ru
  • ос­тат­ка­ми соб­ст­вен­ной ко­жи про­опе­ри­ро­ван­ные ук­ра­ша­ют свои ак­сес­су­а­ры;
  • муж­чи­ны ста­но­вят­ся жен­ст­вен­ны­ми (ме­т­ро­се­к­су­а­ла­ми, но «это не зна­чит, что они за­ни­ма­ют­ся се­к­сом в ме­т­ро»), а жен­щи­ны ху­де­ют еще боль­ше, что­бы быть сла­бее жен­ст­вен­ных муж­чин, ано­ре­к­сия -- в мо­де;
  • рус­ские де­вуш­ки на сай­те Од­но­класс­ни­ки.ру вы­зы­ва­ю­щи, вы­ста­в­ля­ют свои фо­то как для «Плей­боя», но это уже не мод­но (фо­то де­ву­шек в ку­паль­ни­ках де­мон­ст­ри­ру­ют­ся);
  • в ми­ро­вой мо­де про­из­вел фу­рор ав­ст­ра­лий­ский ди­зай­нер, пред­ло­жив­ший ку­паль­ник для му­суль­ма­нок (пи­жам­ка с длин­ны­ми шта­ниш­ка­ми в на­шем по­ни­ма­нии), и во­об­ще – ско­ро все мы под­чи­ним­ся ки­тай­ской и му­суль­ман­ской мо­де, по­то­му что «Вос­ток на­сту­па­ет».

Пе­ре­во­дил лек­цию нам Ва­силь­ев и, кто зна­ет фран­цуз­ский, по­том ска­за­ли, что речь про­фес­со­ра он рас­цве­тил не­обы­чай­но. Соб­ст­вен­но, про­фес­сор хо­тел, на­вер­ное, до­не­сти до нас про­стую мысль: те­ло дей­ст­ви­тель­но в мо­де. Мо­ло­дое и здо­ро­вое. И ты, сколь­ко бы лет те­бе ни бы­ло, на­дев про­стую май­ку и джин­сы на мо­ло­дое те­ло, бу­дешь мод­ни­ца. А ес­ли твое те­ло – тол­стое и вя­лое, сколь­ко угод­но Гуч­чи ни на­де­вай – бу­дешь не­мод­ная.

Кристоф Дюбуа-Рубио. Фото из Фонда Александра Васильева
Кристоф Дюбуа-Рубио. Фото из Фонда Александра Васильева

Под бар­хат­ным пид­жа­ч­ком про­фес­со­ра уга­ды­ва­лось те­ло мо­ло­дое и му­с­ку­ли­стое, но по­че­му-то все слу­ша­тель­ни­цы от 20 до 60 мле­ли и по­жи­ра­ли гла­за­ми не Кристофа, а Ва­силь­е­ва, ко­то­рый яв­но не хо­дит в спорт­зал, име­ет слег­ка ок­руг­лые фор­мы и лю­бит по­ла­ко­мить­ся мо­ро­же­ным. По­то­му что про­фес­сор не учел еще од­ну тен­ден­цию, которая вне моды – это энер­ге­ти­ка, ду­хов­ность и куль­ту­ра.

...По­с­ле «рим­ских ка­ни­кул» хо­чет­ся хо­дить с пря­мой спи­ной, го­во­рить на раз­ных язы­ках, но­сить пер­чат­ки че­ты­рех от­тен­ков фи­о­ле­то­во­го и че­ты­рех – ро­зо­во­го (в Ри­ме про­да­ют­ся), на­ки­ды­вать по­лу­шу­бок нараспашку, есть се­ре­б­ря­ны­ми при­бо­ра­ми со ста­рин­но­го фар­фо­ра, а глав­ное – ез­дить по ми­ру и смо­т­реть, смо­т­реть, и лю­бо­вать­ся. Же­ла­тель­но с Ва­силь­е­вым.

Куда собирается Школа Васильева⤵️

Александр Васильева

А также читайте:

Ангелина Вернер (с) "Лилит"