Люди вступают во взаимоотношения друг с другом и окружающей средой. И конфликты (столкновения), которые вызывают индивидуальное неудовлетворение неизбежны. При этом инфантильные личности (психологически некультурные) вступают в беспокойство, принося вред своему здоровью и теряя самоконтроль. Тем самым стоящая задача (проблема) либо не решается, либо решается неправильно, либо с большими затратами лишней энергии.
Для преодоления такого беспокойства природа наделила нас «полуфабрикатами» психологических защит. Они осуществляются на подсознательном уровне и не приносят полноценной адекватности: выигрыш от таких полузащит суррогатный, как, например, морковный кофе: форма есть, а содержание совсем не то.
Из официальных источников: «Фрейд уделял большое внимание проблеме внутриличностных конфликтов, которые развивались между сознательным контролем и неосознанными желаниями. Чувство неудовлетворенности нарастает в том случае, если не получается осуществить желания бессознательного. В результате возрастает риск развития психологических заболеваний». Немного посмеемся над примитивностью Фрейдовских изысканий (вообще-то Фрейд украл «свою» теорию у своего учителя Брейера, который в свою очередь украл все идеи у Ницше). Во-первых, за всю свою многострадальную практику Фрейд не вылечил ни одного пациента. Во-вторых, будучи истериком, он всю жизнь искал средство от своей истерии и так и не нашел его, в чем сам потом и признался (принцип «Врач, вылечи себя сам!» здесь никак не катит). В-третьих, будучи родоначальником «иррациональной» Западной психологии, он ставил подсознание (врожденные инстинкты) главным козырем, а сознание («цензуру») считал прямо психологическим террористом. То есть, он признавал лишь одну сторону эволюции (развития) – наследственность, а изменчивость, в лучшем случае, признавал негативным фактором детского психотравматизма.
«Механизмы защиты, в большинстве своем, включаются неосознанно, не решают проблему и ее причину. Но они могут снять напряжение, оказать временный положительный эффект». «По своей сути, они помогают смягчить эмоциональный диссонанс и избежать психологической дестабилизации, что позволяет нам не только выживать в сложных условиях, но и сохранять нашу психическую целостность». Стоит добавить: далеко не всегда помогают выжит даже в буквальном смысле этого слова (например, отрицание факта смертельной угрозы, как правило, ведет к смерти). Это – раз. Два: личность, обманывающая саму себя, никак не может быть цельной. Она просто дырявая: там. где нет работы над собой, зияет пустота. А во фрейдовских защитах, в их основе, как раз лежит самообман.
Из официальных источников, анализ: «Этот защитный механизм психики личности помогает замаскировать отрицательные события. Этот метод защиты небезопасен, ведь травмирующие факторы не исчезают. Они хранятся в бессознательном, при триггерных моментах они всплывают в виде бессонницы, тревожности, кошмарах». Это мягко сказано. Непроработанные логически травмирующие ситуации, вытесненные в подсознание (когда отбрасываешь их и не разрешаешь себе о них думать), застревают на границе сознание-подсознание вопросительным знаком: «Почему и что могло бы случиться?». И не дают спокойно жить, проявляясь во всем. Это происходит потому, что главная мотивация гомо сапиенс – любопытство (оно же – любознательность). Эта мотивация сильнее любви, ненависти и даже инстинкта самосохранения. Именно она сделала человека человеком разумным.
Продолжение следует - читаем здесь
- Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.