Сегодня копнём тему поглубже - быстрая зарядка и здоровье наших вечно голодных батареек. Тут столько всего намешано: и физика с химией, и маркетинговые войны брендов, и городские легенды от диванных экспертов. Попробуем разложить всё по полочкам и понять, как оно на самом деле.
Представьте, летите вы в отпуск, чемодан собран, такси у подъезда, а тут бац - ваш верный смартфон разрядился и грустно мигает красным светодиодом. Вот где быстрая зарядка была бы кстати! Но сразу в голове всплывают страшилки про "память батареи", "ускоренную деградацию" и "взрыв аккумулятора". Давайте разбираться, что здесь правда, а что миф.
Предыстория вопроса или зачем нам вообще эти ватты
Ещё каких-то 5-7 лет назад флагманские смартфоны скромно заряжались мощностью 5-10 Вт. На полный цикл 0-100% уходило около 2-3 часов. И всех всё устраивало.
Но тут случилась гонка вооружений. Экраны стали больше и ярче, процессоры мощнее, а 5G-модемы прожорливее. Ёмкость батарей выросла, но не настолько, чтобы компенсировать всё это великолепие. В итоге к вечеру смартфон всё чаще просил подзарядки.
И тогда производители взялись за ум. Начали соревноваться, кто быстрее зарядит смартфон. Каждая новая модель выжимала из розетки всё больше ватт:
- 18 Вт в Google Pixel 1 - вау, это же вдвое быстрее!
- 20-25 Вт в iPhone и флагманах Samsung!
- Рывок до 30-65 Вт от китайцев из OnePlus, Xiaomi и OPPO - куда мы вообще катимся?
А сейчас на рынке уже есть 120-ваттные зарядки, которые "накачивают" 5000 мАч за 15-20 минут. И даже демонстрации 200+ Вт, заряжающих смартфон за 9-10 минут! Это безумие какое-то...
Как быстрая зарядка влияет на батарейку
Давайте для начала вспомним школьный курс физики. Чем выше мощность - тем больше тепла выделяет нагрузка. Нагрузка в нашем случае - это аккумулятор.
Все современные смартфоны используют литий-ионные (Li-Ion) или литий-полимерные (Li-Pol) аккумуляторы. Внутри у них двигаются ионы лития, которые при разряде текут от минуса к плюсу, а при зарядке - обратно. Как электролит выступает специальная проводящая жидкость.
Так вот, самый главный враг литиевых аккумуляторов - это тепло:
- При повышенной температуре электролит начинает разлагаться и терять свойства.
- На электродах образуются паразитные наросты, которые ухудшают обмен ионами.
- Внутреннее сопротивление растёт и эффективность падает - тот же объём уже не может вместить прежний заряд.
Этот процесс называется деградацией и он неизбежен. Литиевые аккумуляторы стареют при любом использовании. Но перегрев ускоряет деградацию в разы!
А быстрая зарядка как раз и греет. Помните, в начале я упоминал, что чем больше мощность - тем сильнее нагрев? Так что все наши страхи имеют под собой научную основу.
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Ведь бренды не просто тупо повышают вольтаж и амперы. Над быстрой зарядкой работают большие инженерные команды, которые как раз и борются с побочным нагревом.
Ноу-хау быстрой зарядки или тепло, уходи
Для начала, быстрая зарядка никогда не идёт на максимальной мощности от и до. Ей свойственна ступенчатость:
- Пока аккумулятор почти пуст (0-50%), он заряжается максимальным током. Тепла тут выделяется не очень много.
- После 50-80% ток постепенно снижается, а напряжение растёт. Нагрев достигает пика.
- Последние 80-100% идут совсем небольшим током, больше для компенсации саморазряда. Нагрев минимален.
То есть 120 Вт, которые красуются в рекламе - это пиковое, а не постоянное значение. Большую часть времени реальная мощность составляет 20-40 Вт.
Дальше в ход идут продвинутые схемотехнические решения:
- Перенос контроллера питания из смартфона в зарядный блок. Теперь тепло греет розетку, а не телефон.
- Сплит-батарея вместо единого элемента. Каждая половинка заряжается вдвое меньшим током и греется не так сильно.
- Продвинутые алгоритмы с датчиками, которые постоянно следят за температурой и корректируют ток.
- Активное охлаждение: графитовые слои, паровые камеры и даже микровентиляторы для отвода тепла.
Плюс сами аккумуляторы не стоят на месте. Разрабатываются новые термостойкие электролиты и стабильные электродные материалы. Так что свежие аккумуляторы переносят быструю зарядку лучше своих предшественников 5-летней давности.
Что говорит статистика
Хорошо, с теорией разобрались. А что там по фактам, есть ли объективные цифры? Да, но с оговорками.
Дело в том, что единого стандарта измерения ресурса аккумулятора нет. У каждого бренда свои методики с циклами и условиями. Поэтому я буду давать усреднённые цифры с допусками.
В индустрии смартфонов принято считать, что аккумулятор нормально отслужил, если после 500-800 циклов зарядки сохранил ≥80% исходной ёмкости. Всё, что меньше - уже деградация.
- У iPhone, которые никогда не гнались за рекордами быстрой зарядки, этот порог - 80% за 500 циклов. То есть полтора года ежедневного использования.
- Xiaomi и OPPO обещают те же 80%, но уже после 800 циклов для своих 120-ваттных зарядок. Это почти 2.5 года.
- OnePlus и Realme и вовсе замахнулись на 1500 циклов (4+ года) с сохранением 80% ёмкости для своих 125-150 Вт!
То есть даже адски быстрые зарядки последнего поколения укладываются в отраслевые нормы. Деградация есть, никуда не делась, но и не превышает привычные темпы.
Единственное, это всё заявления самих производителей. За неимением большой статистики и многолетних независимых тестов приходится им верить. Подождём, может через пару лет появятся более объективные данные.
Так может не париться и втыкать 120 Вт?
Как по мне, быстрая зарядка - это всё же компромисс. Да, удобно, когда утром 5-10 минут на зарядке хватает на целый день. Но вы за это платите:
- Повышенным тепловыделением и чуть более быстрой деградацией, чем при обычных 15-25 Вт.
- Меньшей ёмкостью самого аккумулятора. Ведь инженерам приходится выделять место под продвинутую систему охлаждения.
- Более мощным и габаритным зарядным блоком. Это не всегда удобно носить с собой.
Вдобавок не все смартфоны одинаково хорошо реализуют быструю зарядку. Где-то греется сильнее, где-то отключается при перегреве чаще. Надо выбирать проверенные модели известных брендов.
Я лично стараюсь заряжаться медленно, когда время терпит. Включаю режим ночной зарядки, отключаю ускорение. А вот если нужно быстро добрать 40-50% перед выходом из дома - тут выручает блиц на 50-80 Вт.
Как продлить жизнь аккумулятору
Есть несколько лайфхаков, которые помогут сохранить ёмкость:
- Не заряжайтесь до 100% без необходимости. Литий-ионные элементы не любят стоять полными, для них оптимальный уровень - 40-80%.
- Не разряжайте аккумулятор в ноль. Критическая зона - это меньше 10-15%.
- Выбирайте режим оптимальной или ночной зарядки, если такой есть. Он подстроит темп зарядки под ваше расписание.
- Следите за температурой смартфона. Не нагружайте его во время зарядки, снимайте чехол, не оставляйте на солнце.
И наконец, просто используйте, а не вечно бегайте от розетки к розетке. Нет ничего хуже для аккумулятора, чем простаивать полностью заряженным.
Подведём итоги
Друзья, давайте будем реалистами. В 2024 году быстрая зарядка уже не роскошь, а необходимость. Темп жизни ускоряется, а розетка не всегда под рукой.
Да, некоторый вред аккумулятору она наносит, отрицать бессмысленно. Но и не настолько критично, как кричат диванные эксперты.
Производители не дураки, они знают о проблеме деградации и учитывают её. Внедряют продвинутые алгоритмы, термодатчики, новые материалы. В хороших смартфонах аккумуляторы живут не меньше, чем раньше.
Так что заряжайтесь смело, но с умом. Следите за температурой, не гоняйте всегда 100%, используйте щадящие режимы зарядки. Но и не бойтесь воткнуть 120 Вт, когда припекло. Вреда не будет.
Ну и не забывайте, что аккумулятор - это расходник. Даже при самом бережном использовании он проживёт 2-4 года, дальше впору менять. Просто выбирайте модели, где это можно сделать:) А вы что думаете, уважаемые читатели? Пользовались ли смартфонами с 100+ Вт зарядками? Сильно ли просел аккумулятор за год-два? Делитесь своим опытом в комментариях!