Найти тему
Sputnik Армения

"Тюнинг" по-еревански, или Как армяне делали машины, которые никто не угонял

© Sputnik / Sona Shahinyan
© Sputnik / Sona Shahinyan

Армяне еще в советские времена довольно бойко занимались торговлей машин. Славились и армянские мастера, которые модернизировали автомобили так, что их невозможно было узнать. А вот с промышленным выпуском транспортных средств было не все так просто.

Если вам приснилось, что у вас угнали автомобиль, то, согласно сонникам, это может свидетельствовать о трепетном отношении владельца автотранспорта к своей технике. Это также может быть намеком на грядущие жизненные перемены, не исключено, что в худшую сторону.

Так вот случайно я вспомнил снятый в середине шестидесятых фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" с Иннокентием Смоктуновским, Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях.

Кто смотрел, тот помнит, кто не видел, тому трудно поверить, что в СССР собственный автомобиль был когда-то несбыточной мечтой миллионов, его берегли и лелеяли, как родное дитя, разве что не носили на руках. При всем при том, для некоторых мечта время от времени становилась явью, и здесь часто не обходилось без армян.

© Sputnik/Юрий Абрамочкин
© Sputnik/Юрий Абрамочкин

Не смогу объяснить почему, но исторически сложилось, как сложилось: торговлей овощами да фруктами на просторах СССР главным образом ведали азербайджанцы, мебелью и модной одеждой заведовали грузины, армяне сосредоточились на купле-продаже автомобилей. И у тех, и у других, и у третьих дела шли бойко.

За автомобилями часто приезжали в Ереван, и первая же встреча с ними на улицах города ошеломляла гостей. Вы спросите – чем? Я отвечу вопросом на вопрос. Можно ли из серийной "Волги-21" сотворить что-то сопоставимое с Bentley Continental или Mercedes-Benz Maybach, в которых сегодня катаются Самвел Алексанян, Гагик Царукян и другие армянские олигархи? Оказалось, можно.

Всякое сравнение, понятно, хромает, и из "Москвича-408" "Феррари", конечно, не сделаешь, но максимально улучшить внешний вид автомобиля и довести дизайн салона до умопомрачительности – в этом ереванским мастерам равных не было.

© Sputnik/Sona Shahinyan
© Sputnik/Sona Shahinyan

Как это делалось? Приходили к известному в узких кругах мастеру, объясняли, чего ждут на выходе, сдавали "тачку", договаривались о деньгах и сроках, и отходили в сторонку.

Кто-то занимался перекраской, кто-то – обивкой дверей и заменой чехлов на сиденьях, а кто-то – натягивал на рулевое колесо кожаную, меховую оболочку. Гасик с нашего двора занимался электрооборудованием: устанавливал дополнительные фары, улучшал освещение в салоне, но, главное, оснащал его последним писком моды того времени – автомобильным магнитофоном, выпускаемым по разделу "товары народного потребления" на ереванском оборонном заводе "Марс".

Но это еще не все, чем удивлял Гасик. Он первым в Армении начал заменять механические подъемники стекол на электрические: нажал на верхнюю половинку кнопки, и стекло поползло вверх, нажал на нижнюю – ушло в дверь. Чудеса…

И вот в назначенный день и час (неделя туда, неделя сюда – не считается) клиент приходил за своим автомобилем и не узнавал его: сдавал серийную "Волгу", а получал почти иномарку, переливающийся всеми цветами лимузин с подножными ковриками внутри (не только радовали глаз, но и глушили шум колес), с подсветкой в "бардачке", голосистым клаксоном, исполнявшим фрагмент из "Крестного отца" (можно было заказать другую музыку) и многими другими "прибамбасами".

© Sputnik/В. Крюков
© Sputnik/В. Крюков

А теперь к краже автомобилей.

Что делали в давнее время автовладельцы, чтобы избежать таких неприятностей? Оставляя машину на улице, щетки с лобового стекла и все, что можно без труда открутить, отвертеть и снять, откручивали, отделяли, снимали и уносили с собой. Хлопотно, но надежно. Находясь в гостях, то и дело подходили к окну, а если смотреть было неоткуда, старались долго не задерживаться.

...Время идет, автомобили крадут, но реже, "дворники" для стекол давно в карманах не носят, но спокойствия на душе автовладельцев как не было тогда, так нет и сегодня. СНБ призывает граждан обращаться в правоохранительные органы.

Это, конечно, надежнее, чем, увидев во сне угнанный автомобиль, обращаться к сонникам. И поговорку "На Бога надейся, а сам не плошай" еще никто не отменял.

Послесловие. С 1960 года в Ереване начали выпускать автомобиль "ЕрАЗ": двигатель, бензобак, фальшрешетка от "ГАЗ-24", панели от кузова от микроавтобуса "РАФ-977", подфарники от "КамАЗ", срок эксплуатации – от силы пять лет. Причина: исключительно низкое качество автомобиля в течение всего периода его выпуска, который был прекращен в 1966 году. Главное достоинство – армянские "ЕрАЗ" никто не угонял.

Сергей Баблумян, колумнист Sputnik Армения