Найти тему
ВоенПресс

Почему носовые фигуры старинных парусных кораблей называются туалетными, то есть гальюнными?

Знаете ли вы что красивые фигуры, украшавшие носовую часть старинных парусных кораблей назывались гальюнными? Наверное нет. Но вот то. что гальюнами называются туалеты на кораблях, знают пожалуй многие. И какая же связь между красотой и корабельным туалетом. Да самая, что ни на есть, прямая.

Но сначала о красивом и приятном. Старинный парусник - это безусловно красивый эстетический объект. Белые паруса, красивые обводы, стремительные линии, деревянная резьба, завитушки и все такое. Да, неслучайно модели парусников часто является предметом украшения интерьеров.

-2

А если еще заглянуть вовнутрь настоящего парусного корабля эпохи XVIII-XIX веков, то там вообще отпад. Правда, если мы говорим о той части корабля, где размещаются офицеры: кают-кампания, офицерская каюта, адмиральский салон. Кругом дорогая обстановка сродни интерьерам дворянской усадьбы: темное дерево, изящная мебель, решетчатые окна, кессонные потолки, белая посуда. А в более поздние времена даже рояли ставили.

Да можно вспомнить фильм "В поисках капитана Гранта", там есть такие гламурные кадры.

-4

И многие наверное глядя на такую красоту, думают, вот раньше же морские офицеры жили. Нам бы так. Хотя всем конечно ясно, что морское ремесло в парусную эпоху было делом весьма опасным. Ну по крайней мере это компенсировалось удобствами жизни. Или не все так красиво удобно?

Ну да, эстетика эта имела и оборотную сторону. Сделай шаг в сторону от офицерских кают и тут уже вселенная рядового моряка и не такая приглядная.

Батарейная палуба, хотя и жилая тоже
Батарейная палуба, хотя и жилая тоже

Тут совсем не до удобств и красоты. Хотя есть ценители, для которых и эта картина будет иметь эстетическую ценность.

Ну а хоть какие удобства для рядового матроса были? И вот тут надо вспомнить наше исконно российское значение слова "удобства", звучащее обычно в контексте "удобства во дворе". Ну так уж сложилось в сознании россиянина, хотя наверное это больше касается немолодых, что удобства означает банальный туалет. Если в доме, то хорошо, а если туалет на улице - то говорим "удобства во дворе."

Так где были удобства, то есть туалет, а на морском языке "гальюн", на парусных кораблях в старые времена?

И вот тут самое время вспомнить про гальюнные фигуры, украшавшие носовые части кораблей. Не случайно же их так назвали. Хотя может наоборот, это название морского туалета происходит от гальюнных фигур.

Не будем лезть в эти дебри, а просто внимательным образом рассмотрим носовую часть старинного парусного корабля.

Зачем по вашему в носовой части такие решетки позади фигуры?

Ответом будет следующее изображение.

Морской туалет для нижних чинов
Морской туалет для нижних чинов

А ведь здорово придумано. Передняя часть корабля всегда наиболее омываемая водой, в смысле волнами. И не надо париться с устройством специальных туалетов. Ведь при такой решетчатой конструкции морская вода легко будет самым естественным образом прочищать эту своеобразную корабельную канализацию.

Но тут ведь мы тоже не специалисты по знанию системы благоустройства старинного корабля. Так изобразил художник. И похоже это даже лайтовый вариант, вполне себе комфортный для матросов. Потому как были конструкции и более простые до безобразия. Ни стульчаков, только морская бездна и решетка под ногами, и веревка в руках, как спасательный трос.

И хорошо, если на море штиль. А если штормит, то с этой площадки запросто можно улететь за борт вместе с подмывающими волнами. Поэтому такие туалеты популярностью у простых матросов. Да и у офицеров тоже.

У них было все культурнее. Вспоминаем для чего появилось такое архитектурное излишество как балкон.

Старинный балкон-туалет
Старинный балкон-туалет

Хотя нельзя утверждать ничего. Ведь такое расположение этого балкончика наводит на мысль о большой пользе оного как оборонительного элемента. Такой ракурс позволяет ликвидировать мертвую зону при защите крепостной стены. Впрочем, такой балкончик можно использовать в обоих значениях с большой эффективностью. Тем самым избавляясь от головной боли за дальнейшую судьбу нечистот. Не складировать же их внутри замка?

А морякам в этом смысле даже проще. Все уносит вода. Так вот мы задались вопросом: а как было с эти делом у офицеров? Тоже лезли на носовую площадку? Да вот, примерно, так. Лезли, но на кормовую.

-9

Собственно почему кормовая часть парусных кораблей имела такие очертания?

-10

Хотя ни на чем не настаиваем. Люди хорошо разбирающиеся в устройстве старинных парусных кораблей наверняка поправят автора. Может быть отругают, а может и дополнят.

Да, с тех пор комфорта у моряков прибавилось. Даже у рядовых. И работа, и служба эта стала не так опасна, если, конечно, не говорить о военных моряках.

Ну вот, мы обещали забавные сюжеты по военной истории. Вот один из них.

_________________________________________________________________________________________

Актуально - Закончится ли СВО в 2025 году?