Найти тему
43,1K подписчиков

Внезапный успех — впечатления от фильма «Сто лет тому вперед»

63K прочитали

Мы побывали на предпремьерном показе фильма «Сто лет тому вперед» и вместо ожидаемого трэша по мотивам повести Кира Булычева внезапно увидели лучший фантастический фильм в новейшей истории России

Мы побывали на предпремьерном показе фильма «Сто лет тому вперед» и вместо ожидаемого трэша по мотивам повести Кира Булычева внезапно увидели лучший фантастический фильм в новейшей истории России...

Обычный московский школьник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн, «Праведник», «Надеждозаписывающая студия») в кабинете физики случайно находит загадочный инопланетный артефакт — космеон, который при неосторожном обращении переносит Колю на сто лет вперед — в 2124 год. Там герой знакомится со школьницей из будущего Алисой Селезневой (Даша Верещагина, «Оффлайн», «Трудные подростки»). Однако параллельно охоту за космеоном ведут два матерых космических пирата — Глот (Юрий Борисов, «Мастер и Маргарита», «Петровы в гриппе») и Весельчак У (Александр Петров, фильмы с его участием перечислите, пожалуйста, сами). Во время случайной стычки с пиратами Коля непроизвольно активирует космеон, и все четверо попадают в наше время — 2024 год.

Российский фантастический фильм по мотивам книги Кира Булычева, по которой еще в 1984 году снимали культовый для того поколения сериал «Гостья из будущего». Хедлайнеры — Александр Петров и Константин Хабенский, в остальных ролях — малоизвестные молодые актеры, продюсер — Федор Бондарчук. Для любого человека хоть чуточку разбирающегося в отечественном кино это уже звучит как приговор и, как сегодня принято говорить в молодежной среде, неизбежный кринж, который в лучшем случае скатится в рофл. По всем законам современного отечественного кинопроизводства фильм в лучшем случае должен был занять почетное место в пантеоне трэша, где-то посередине между ремейком фильма «Джентльмены удачи» с Сергеем Безруковым и сиквелом картины «Ирония судьбы» с Сергеем Безруковым, и стать отличной кормовой базой для видеоблогера Евгения Баженова (BadComedian).

НО ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ!..

Для тех кто не любит много читать одним предложением о главном: «Сто лет тому вперед» — это лучшее, что случалось в отечественной кинофантастике со времен СССР. И это не шутка. Не обращайте внимание на сумбурный трейлер и на то, что на условном «Кинопоиске» благодарные зрители уже успели, не посмотрев, низвергнуть фильм до 5 или 6 баллов — «ну просто так, чтобы нанести превентивный удар по всему русскому кинематографу». Просто идите и смотрите.

Для всех остальных — чуть поподробнее.

Сразу о главном: «Сто лет тому вперед» это НЕ экранизация одноименного романа Кира Булычева, НЕ ремейк культового детского сериала 80-х «Гостья из будущего», да и вообще от оригинальной истории здесь остались только имена главных героев и сюжетная арка «современный школьник случайно попадает в будущее, а школьница из будущего попадает в наши дни». ВСЕ! Других сходств нет, это другое кино и о другом. У знатоков вселенной «Алисы» от неожиданности может приключится инфаркт (хотя, скорее всего, случится батхерт), но главное отпустить все ностальгическое прошлое и свыкнуться с новыми реалиями.

Времена изменились, и осовремененные герои Булычева уже не советские пионеры 70-х и добрые роботы-гитаристы в исполнении народного артиста Евгения Владимировича Герасимова. В новой реальности все по другому — здесь Коля вместо стихов читает рэп, а его лучший друг по ночам угорает в Warface. Алиса Селезнева в кибернетических боевых браслетах сражается с космическими пиратами в духе Тринити из «Матрицы». Космический пират Весельчак У выглядит как персонаж из Cyberpunk 2077, ловко проламывает бетонные стены раскладным титановым мечом и отмачивает шутки иногда за гранью рейтинга 6+. Глот с планеты Катрук (он же Крыс во всех прочих экранизациях) управляет временем и пространством на манер Доктора Манхеттена из «Хранителей», ну а мудрый робот Вертер — такой буквально Probe Droid из Half-Life 2, который постоянно летает над головами главных героев и разговаривает голосом Бондарчука.

Шиза! Но какая замечательная, ни с чем не сравнимая и — главное — невероятно талантливо сделанная шиза. Если забыть про все советское наследие, то «Сто лет тому вперед» выглядит как вполне добротная и дорого сделанная фантастика. Даже не верится, что это сняли наши.

Мы побывали на предпремьерном показе фильма «Сто лет тому вперед» и вместо ожидаемого трэша по мотивам повести Кира Булычева внезапно увидели лучший фантастический фильм в новейшей истории России...-2

В фильме — удивительное явление для отечественного кино — нет ни одной затянутой сцены или сюжетных дыр. Герои постоянно перемещаются во времени и путешествуют по параллельным реальностям (упс, спойлер), а в таком сеттинге авторов проще простого подловить на логических нестыковках. Но нет! Пытливому зрителю уже кажется, что вот-вот, точно будет белое пятно и сценаристы облажались. А те вдруг ловко объясняют все фокусы с пространственно-временным континуумом закадровым голосом Коли Герасимова. Все развешанные в начале фильма ружья, о которых ты уже и забыл, внезапно выстреливают к финалу, да так, что не остается никаких вопросов.

Что касается актеров, то ансамбль получился весьма гармоничным. Очевидно, что к Константину Хабенскому или Виктории Исаковой («Остров», «Эпидемия») нет никаких вопросов, играть они могут и умеют. Но отдельная находка фильма — это, конечно, Александр Петров, который последние десять лет играет в кино исключительно Александра Петрова и этим, честно говоря, уже изрядно поднадоел. В «Сто лет тому вперед» с ним произошла примерно та же метаморфоза, что и с американским актером Джонни Деппом, который двадцать лет играл городских сумасшедших, а потом вдруг случились «Пираты Карибского моря», и он навсегда превратился в капитана Джека Воробья.

У Петрова получился совершенно неканоничный Весельчак У — такая дикая смесь из Джокера и Рауля Дюка из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Всякий раз, появляясь на экране, Петров немедленно вытесняет собой всех актеров, сколько бы их в этот момент ни находилось в кадре. Он сатанински хохочет, зло и неуместно шутит, учиняет хаос и дестрой и как клоун-ниндзя из Ада разносит все своим жутким мечом. Сцена, где он, оказавшись в нашем времени, пытается угнать такси, навсегда войдет в историю отечественного кинематографа — так много в ней одновременно и ужаса, и нелепости, и неприкрытого издевательства над типичным московским обывателем.

Наконец последний вопрос, который так или иначе возникает, когда речь идет о фантастике: а что там со спецэффектами и прочим CGI? Нуууу... как сказать. Это, конечно, еще не «Мстители», где примерно пять секунд экранного времени стоят как весь бюджет «Ста лет», но уже и не «Притяжение», где пролетающий над Чертаново корабль пришельцев был вполне себе вау, а вот остальное — откровенно на троечку. Короче говоря, достойно и не стыдно — для русского кинематографа так и вовсе прорыв.

Мы побывали на предпремьерном показе фильма «Сто лет тому вперед» и вместо ожидаемого трэша по мотивам повести Кира Булычева внезапно увидели лучший фантастический фильм в новейшей истории России...-3

Что же в итоге? Ничуть не покривив душой, «Сто лет тому вперед» можно назвать лучшим фантастическим фильмом в новейшей истории России. На это есть несколько причин.

Во-первых, школа советской кинофантастики была на голову выше, чем все, что снималось в нашей стране в последние тридцать лет. Тут речь даже не про признанные шедевры заумной НФ вроде «Соляриса» Тарковского или «Писем мертвого человека» Константина Лопушанского. Даже подростковый советский sci-fi типа «Отроков во вселенной» или «Через тернии к звездам» был в миллиард раз круче, чем, прости господи, «Азирис Нуна» или «Черновик», снятые уже после развала СССР.

Во-вторых, за эти годы выросло целое поколение режиссеров, готовых выпрыгнуть из штанов, но сделать «как у них в Голливуде» (простите, Федор Бондарчук, вы, конечно, большой талант, но «Обитаемый остров» это ужасно, и Стругацкие десять раз перевернулись в гробу).

«Сто лет тому вперед» удивительным образом совмещает и советское наследие — Кир Булычев же, глыба! — и при этом дает уровень постановки «как у них». Это остросюжетное, красивое, и — что самое главное — увлекательное кино, которое будет одинаково интересно и детям, и взрослым.

Когда в конце пресс-показа начались финальные титры, и женский голос, словно древний, дремавший еще с советских времен, но внезапно разбуженный скальд, пронзительно запел «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко», в зале вдруг кто-то тихо зарыдал, но звук плача быстро потонул в оглушительных аплодисментах. Вы когда-нибудь видели, чтобы люди в кинотеатре хлопали современной русской кинофантастике? Лично я до этого момента — никогда.