Это не типичный научпоп, это целый научный труд о зависимостях. Автор рассматривает это явление не только с точки зрения химии мозга или психологических травм, но и учитывает экономический, политический, исторический и культурологический факторы. И более того предлагает более эффективные способы помощи зависимым, чем политика борьбы с наркотиками, которая по всем показателям не то что не эффективна, а способствует росту оборота и потребления (по данным США и Канады).
К тому же в книге уделяется внимание не только химическим зависимостям, а в целом зависимому поведению: ОКР, игромания, шопоголизм, трудоголизм, стремление к совершенству и т.д. Да, да, последние два явления тоже могут быть формами проявления зависимого поведения и их огромная опасность в том, что в отличии от употребления алкоголя и наркотиков общество поощряет подобные проявления.
Я не знаю насколько материал книги будет актуален людям страдающим зависимостью, но книга однозначно поможет тем, у кого есть зависимые близкие. И, пожалуй, им она нужна даже больше, ведь одним из важнейших факторов выздоровления для зависимого человека является принимающее окружение, а это безумно сложно организовать пока близкие считают, что это «просто вопрос силы воли».
У меня вся книга в закладках, но я поделюсь самыми важными для себя мыслями:
1. Употребление – способ самолечения болезненных эмоциональных состояний.
Люди несут за собой эмоциональный груз своей жизни и даже могут не осознавать того, как им плохо на самом деле. Употребив даже один раз и почувствовав на контрасте, что оказывается бывает легко и спокойно – им уже не хочется возвращаться в то как было. Они находят способ себе помочь. Этого можно было бы избежать если бы психологическая и психиатрическая помощь являлась бы культурной нормой. Люди получали бы квалифицированную поддержку и необходимое медикаментозное лечение. Они бы справлялись со своими неприятными эмоциональными состояниями и учились с ними жить, а не бежали бы от них в употребление.
2. Зависимые люди подсвечивают нам то, что мы не принимаем себе.
Общество не принимает наркоманов не из-за употребления как такового. Общество порицает их слабость, безволие, их нежелание менять свою жизнь к лучшему, попустительское отношение к своему здоровью, эгоизм, неспособность справляться с трудностями.Мы порицаем то, что так тщательно не хотим видеть в себе. Мы находим козлов отпущения, на которых можно вылить накопившееся внутри себя осуждение своих же слабостей. Но уберите из этого уравнения вещества (алкоголь, наркотики) и окажется, что мы просто лезем в чужой огород и навязываем более правильную, по нашему мнению, жизнь. Иди начни осуждать человека с лишним весом, что ему стоит взять себя в руки, меньше есть и заняться спортом и тут же отхватишь порцию хейта за не толерантность и бестактность. Зависимого же можно словесно «пинать ногами» потому что сам виноват. Да, они не справились. Но разве они заслуживают за это казни?
3. Неумение контролировать свои импульсы лежит в основе зависимого поведения.
Кора больших полушарий выступает неким фильтров всех исходящих стимулов от нижележащих отделов головного мозга. По факту наш мозг реагирует на вообще все происходящее каждую секунду, но именно благодаря функции анализа стимулов на важность и гашения не столь значимых мы можем контролировать свое поведение, реакции и не разорваться на части реагируя на все подряд. Речь конечно не только о внешних стимулах (звук, свет, температура и т.д.), но и внутренние стимулы в виде мыслей и химических процессов. Эта фильтрующая (назовем ее так) функция коры больших полушарий развивается в раннем детстве. И ее успешное формирование во многом зависит от окружающей среды – атмосферы безопасности и стабильности. Именно поэтому так много людей с проблемным детством в числе зависимых людей.
Мозг зависимого человека буквально неспособен сдерживать навязчивые импульсы. А точнее будет сказать, что ему потребуется на это гораздо больше усилий, чем среднестатистическому человеку. Он сразу начинает реагировать, выражая это навязчивым поведением – употреблять.
С одной стороны, это означает, что нам все же стоит лояльнее относиться к такому поведению – нам правда не понять насколько трудно им сдерживать себя. С другой стороны, это не означает карт-бланш на употребление. Это говорит нам о том, что, как и в обучении маленьких детей, требуется много времени и сил чтобы помочь человеку в прямом смысле этих слов доразвить функции своего мозга. Мы же помогаем людям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться и интегрироваться в общество. Мы не осуждаем их за то, что они функционируют иначе. Так же нам стоит подойти к вопросу с зависимыми.
Эта книга учит состраданию и сочувствую, которое достигается через трансляцию вот этих трех основных мыслей. Она подтолкнула меня очень с другого угла посмотреть на проблему зависимости. Честно, я не ожидала от себя, что когда-то я смогу подойти к этому вопросу не с позиции осуждения и ярости. Мне очень помогла мысль о том, что эти люди нашли для себя такой способ устранить боль, а как я могу осуждать человека, который просто хотел, чтоб ему не было больно?
Парадокс в том, что переносить это сострадание с абстрактных зависимых на реальных зависимых близких гораздо сложнее. Приходится столкнуться не только со своей злостью и обидами, не только со своими теневыми качествами, которые не хочешь в себе признавать, но и с той любовью к ним из которой и изливается так много боли.
Но если мы не планируем учиться состраданию как бы сложно оно нам не давалось, то как мы можем требовать от них учиться жить без зависимостей?
Однозначно рекомендую к прочтению.