Найти тему
Ольга Иорданская N5020622247

Возродится ли в Японии милитаризм?

Почему именно Хиросиму выбрали японцы главной военной жертвой и установили там Музей мира?

Ядерной бомбардировке подвергся и Нагасаки, но даже не ядерная бомбардировка была самой ужасающей в Японии, а операция "Дом молитв" - налет на Токио с 9 по 10 марта, когда город был почти стёрт наполовину. Погибло 100 тысяч человек.

В Нагасаки оказались разрушенными в основном военные объекты, и там из-за холмистой поверхности было меньше разрушений. А Хиросима она больше равнинная и в ней объем разрушений был больше. Но кое о чем японцы предпочитают молчать.

О жертвах не японцев. Жертвами бомбардировки Хиросимы стали корейцы, до сих пор нет точной цифры от 20 тысяч до 40 тысяч. Почти все из них в Хиросиме находились на принудительных работах. Роль Хиросимы в войне замалчивается.

К тому же власти не разрешили корейской диаспоре в 1970 году поставить мемориал корейским жертвам на территории парка, где находится музей мира. Он был туда перенесен только в 1999 году после долгих дискуссий.

Хиросима стремится оторваться от контекста Второй мировой войны. Йэн Бурума пишет, что Хиросима больше не просто японский город, а Мекка движения за мир.

Как известно Япония это культура стыда, а не вины как у европейцев. Поэтому американцами была разработана виртуозная схема обезопасить Японию от темы ответственности за войну. В отличие от Германии где был Нюрнберг, а затем судебные процессы, в Японии таких процессов не было.

Вдобавок японцы считали себя достаточно наказанными ядерными бомбардировками и международными трибуналами. Американцы к тому же так мастерски отобрали у Японии ее суверенитет, что японцы "бросились в объятия своему поражению".

Ещё недавно они готовы были покончить с собой по приказу императора, а теперь были рады строить новое общество на основе "мира и демократии ".

С общества сняли ответственность за войну. Виноваты были высшие военные и гражданские чиновники, но не император и простые японцы.

Императорская армия уничтожила от 40 до 300 тысяч, по разным оценкам, гражданского населения во время Нанкинской резни и резни в Маниле.

После капитуляции Германии, Япония не собиралась сдаваться. Японская пресса писала, что для 100 млн японцев единственный оставшийся путь это пожертвовать своими жизнями в борьбе с врагом и сделать все, чтобы подорвать его боевой дух.

Даже атомные бомбардировки и объявление Советским Союзом войны Японии не могли заставить Японию капитулировать. Единственный инструмент был сохранить власть императору как инструменту проведения оккупированной политики.

В речи Хирохито в обращении к японцам не было ни капли ни раскаяния, ни признания вины. Император лишь лишался своего божественного достоинства, и то это Запад так воспринял Декларацию о человеческой природе, а вот японцы с ними все сложнее, они до сих пор верят в божественное происхождение своего императора.

Император не только не оказался на скамье подсудимых, он даже не проходил как свидетель. Если военные Вермахта все преступления валили на Гитлера, то японские военные чиновники оправдывали императора, принимая всю вину на себя. К тому же не судили Сиро Исии, который проводил опыты на русских и китайцах. Ему предоставили иммунитет на обмен данными. Отряд 731 работали впоследствии врачами в Японии и США, тех кого судили в СССР тоже получили небольшие сроки и вскоре вернулись на родину. Некоторые военные преступники впоследствии сделали политическую карьеру.

В итоге виновен "японский милитаризм" а граждане не виновны. Сняв ответственность с императора японцы сняли ответственность и с себя.

Корейская война для японцев стала по выражению Сигэру Ёсида "даром богов". Япония последовательно сворачивает меры демилитаризации, создаются Национальные силы безопасности, затем обороны. Сейчас они уже превышают военные силы.

Япония из оккупированной территории превращается в младшего союзника США. Происходит японское экономическое чудо. Восстановление экономики позволяет для нормализации отношений с соседями выплатить репарации в размере 1 млрд долларов. Не выплатила Япония репарации только Китаю, тот отказался. Но затем Япония предоставила Китаю низко процентные займы.

И вот интересная ситуация происходит Япония не признает вины, а соседи Китай и Корея проводят политику триумфа и победы. И получается все молчаливо обходят запретные темы.

В стране вновь поднимается тема кокусай, японской исключительности, происхождение от божественных предков. Особую роль играет святилище Ясукуни. Когда политики стали посещать синтоистский храм Ясукуни, для многих это стало сигналом отторжения ценностей демократии. Военные преступники казненные по приговору международных трибуналов включаются в число особо почитаемых героев.

Политики же заявляют, что в храме они молятся за мир. Все официальные описания святилища подчёркивают, что оно посвящено миру. Это специфически японское понимание мира отражается и в Хиросиме.

Рядом установлен кинотаф на котором надпись: " покойтесь с миром, ибо ошибка не будет повторена".

Годом прорыва становится год смерти императора Хирохито, 1989 год.

В учебниках начинает под давлением Китая появляется упоминание о Нанкинской трагедии. Жители Хиросимы и Осаки, где большое корейское население обратились к властям в Музее мира поставить "уголок агрессора". Но это предложение было отвергнуто мэрией. Ведь "уголок агрессора" может вызвать иные интерпретации ядерной бомбардировки Хиросимы и оскорбит память жертв.

А тут ещё за месяц до смерти императора Хитоси Мотосима мэр Нагасаки заявил, что император несёт личную о ответственность за войну. Это вызвало огромную волну возмущения. На Мотосиму обрушились угрозы расправиться с его семьёй, на него начались покушения. Но табу было снято. Через две недели Мотосима получил более 10 тысяч писем от профессоров до студентов, ветеранов войны, творческой интеллигенции с поддержкой, через несколько месяцев уже были сотни тысяч писем.

Тема ядерной бомбардировки больше не стала сравниваться с Холокостом. В феврале 1990 года японский режиссер Хитоси Каи заявил, что почему никто не сказал, что Хиросима была на стороне агрессора, и разве Нанкин и Сеул нельзя сравнить с Аушвицем?

Стали проходить дискуссии на тему сожаления, что Япония причинила боль и страдание другим народам Азии. Затем последовали извинения премьер -министра Томиити Мураямы. Был создан Фонд азиатских женщин.

За 12 лет Фонд выплатил жертвам сексуальной эксплуатации 14 млн долларов. Наконец в 1994 году в восточном крыле хиросимского Музея мира открывается экспозиция, рассказывающая о японской агрессии. Манга разрабатывает тему " станций утешения" . Классический сюжет история любви японского солдата, особенно летчика камикадзе и женщины для утешения.

Уже в 2010 году Синдзо Абэ заявляет, что японский народ не должен быть обречён вечно извиняться за преступления Второй мировой войны, а правительство не принуждало "женщин для утешения " заниматься проституцией. Вскоре выходит аниме Миядзаки "Ветер поднимается" о конструкторе лучшего истребителя Второй мировой войны - зеро.

Отношение Японии к своему прошлому остаётся двусмысленным. С одной стороны чтобы интегрироваться в мировую экономику требуется следовать правилам хорошего тона, признать вину за агрессию против Китая, Вьетнама, Кореи.

С другой стороны Япония не может отказаться от соперничества с этими странами и всерьез переосмыслить историю взаимоотношений с ними.

Как сказал Есиэ Хотту: "история находится перед нами, а будущее позади нас. И мы можем видеть только прошлое, которое перед нами. Я понимаю, что люди не хотят видеть наше милитаристское прошлое. Но если ты хочешь быть политиком в этой стране, ты должен быть обучен этому, должен пытаться узнавать самостоятельно. Иначе глобальное общество тебя не примет."