Найти тему

Маркизы и форилуксы из Луксфер

Это не история про Анжелику, и форилуксы - это не дикие флоксы. Спойлер - Луксфер - не Люцифер!

Я хотела коротко и забавно, а получилось "ничего себе!" и вообще лонгрид. Но материал эксклюзивный, поэтому устраивайтесь поудобнее.

Итак, моя очередная находка: журнал самого начала 1900-х гг. - Архитектурные мотивы. Все, как я люблю - эскизы будущих шедевров, статьи критиков, реклама во всей ее наивной красе.

И вот какая реклама мне попалась на глаза:

реклама фирмы Бергман и фом-Шейдт
реклама фирмы Бергман и фом-Шейдт

Я все время на экскурсиях показываю эти загадочные решетки под ногами и произношу магическое слово "люксферы". Современники называли их "луксферами". Решеток в Москве немало, а вот стекла в них сохраняются редко.

О том, что такое люксферы или луксферы, лучше всего расскажет статья, опубликованная в том же выпуске, что и невинная ненавязчивая реклама Бергмана и фом Шейдта:

Привожу текст в читабельном виде (или нет, не все же читают с ъ?):

Стеклянныя призмы «Луксферъ»
Призмы Луксферъ представляютъ собою квадратныя, прозрачныя, литыя стекла размеромъ 10Х10 сант., передняя, линевая сторона которыхъ, обращенная наружу, гладкая и прямая; задняя же, обращенная внутрь, представляется состоящею изъ ряда горизонтальныхъ трехгранныхъ призмъ. Такия отдельныя стекла помещаются въ общей раме между медными горбылями и запаиваются наглухо медью же электро-гальваническнмъ способомъ.
При прохождении светового луча черезъ стеклянную призму он изменяетъ свое первоначальное направление, причемъ изъ направления луча, при которомъ опъ падаетъ на стекло, можно вполне точно определить направление, которое лучъ приметъ по выходе изъ призмы, и обратно: имея первоначальное направление луча, можно путемъ подбора соответственной призмы — дать ему желательное направление.
При маломъ угле падения света оконныя призмы не применяются и въ этомъ случае прибегают, къ употреблешю маркизъ и форилуксовъ, состоящихъ изъ техъ-же призмъ Луксферъ, но помещаемыхъ подъ известнымъ угломъ къ окну или впереди такового.
Какъ уже сказано выше, призмы Луксферъ запаиваются въ медные переплеты и горбыли особымъ электро-гальваническимъ способомъ. Способь этотъ, какъ выяснилось изъ целаго ряда произведенныхъ въ различныхъ местахъ опытовъ, а также какъ это наблюдалось и при большихъ пожарахъ, оказывается въ высшей степени удачнымъ — въ смысле противопожарном, а именно стекла эти, подверженный продолжительному действию сильнаго огня (при опыте, произведенномъ въ Америке, они втечение 30 минутъ подвергались пламени температурой въ 1500° F = 800° С.) при поливанш сильною струею изъ пожарныхъ рукавовъ не выпадали изъ переплетовъ и горбылей, а только трескались; такимъ образомъ тяга, способствующая быстрому распространению огня во время пожара, при призмахъ Луксферъ въ значительной степени ослабляется.
Оказывается, люксферы - это еще и защита от распространения огня при пожаре!
Оказывается, люксферы - это еще и защита от распространения огня при пожаре!
...Призмы Луксферъ могутъ быть применены съ большей выгодой и оказать существенную пользу въ смысла улучшения освещения подваловъ. Въ этомъ случае оне называются мультипризмами и, какъ по внешнему виду, такъ и по конструкции значительно отличаются отъ оконныхъ призмъ.
Мультипризмы эти отбрасываютъ воспринятый съ зенита светъ подъ угломъ ок. 135° въ подвадъ, который требуется осветить, причемъ неширокия помещения могутъ быть превосходно освещены с помощью однихъ мультипризмъ, а затемъ самыя глубокия подвальпыя помещения (до 10 сажень глубины) прекрасно освещаются мультипризмами въ комбинации съ оконными призмами, воспринимающими световые лучи отъ мультипризмъ и отбрасывающими ихъ далее въ почти горизонтальномъ направлении.

Вот такое непредвзятое мнение независимых экспертов о новых технологиях, прямо рядышком с рекламой одного из производителей)

Решетки фирмы Бергман и фом Шейдт можно найти в нескольких местах - как в упомянутом Кривоколенном переулке, так и в Малом Харитоньевском, неподалеку:

Подобная вытянутая форма и плоское стекло характерны в большей степени для межэтажных перекрытий внутри зданий. Но изредка встречаются и на улицах. Целые и красивые решетки есть в Музее имени Пушкина.

Помимо Бергмана и фом Шейдта, а именно - значительно чаще - встречаются решетки компании Франк и К:

Реклама Франков есть практически во всех строительных и архитектурных изданиях, в том числе постоянно присутствует на страницах в Ежегоднике Архитекторов-Художников:

"...ИЛЛЮМИНАТОРЫ, для освещения подв. помещ. ОКНА "Фальконье" из стеклянных кирпичей"
"...ИЛЛЮМИНАТОРЫ, для освещения подв. помещ. ОКНА "Фальконье" из стеклянных кирпичей"

Работала в Москве еще и фирма Дютфуа. Ее наследие встречается реже, зато в одном месте представлено в таком объеме, какого большее не встретить нигде:

Это решетки межэтажного перекрытия Верхних Торговых Рядов, нынешнего ГУМа. Найти можно так: третья линия, со стороны Ильинки, второй этаж. Возле закрытого магазина Hermes. Фото скринила из своего видео, поэтому прошу прощения за качество.

Реклама у Дютфуа, конечно же, тоже была:

Производства Призматических и конвексных стекол, для иллюминаторных чугунных рам в тротуары, мостровыя и в подвальные помещения. Полых стеклянных кирпичей для светопроницаемых стен
Производства Призматических и конвексных стекол, для иллюминаторных чугунных рам в тротуары, мостровыя и в подвальные помещения. Полых стеклянных кирпичей для светопроницаемых стен

То, что фальконье скромно называют полыми кирпичами для светопроницаемых стен, а люксферы - призматическими стеклами для чугунных рам - скорее всего, нежелание работать по патенту, за который, разумеется, нужно было платить деньги. Но мы-то с вами знаем, что не только лишь все фальконье в России делались строго в соответствии с лицензией! Сомневаюсь, что с люксферами была другая история.

Но вернемся к маркизам и форилуксам.

О том, что такое маркиза в архитектуре, можно легко догадаться по фото гостиницы Англетер в Петербурге:

Маркизы - красные складные козырьки над окнами, защищающие от яркого солнечного света
Маркизы - красные складные козырьки над окнами, защищающие от яркого солнечного света

На юге, в Средиземноморье, без маркиз летом не обходится ни одна гостиница или ресторан - да и почти непроницаемые ставни придумали не просто так. Это защита от солнца.

Но у форилуксов и маркиз с люксферами полностью противоположное предназначение!

Призмы рассеивают свет по комнате, направляя его на более светлые стены и потолок, которые свет не поглощают, а отражают.
Призмы рассеивают свет по комнате, направляя его на более светлые стены и потолок, которые свет не поглощают, а отражают.

В статье приводится подробный расчет, насколько способна эта конструкция улучшить освещение в помещении (довольно серьезно), даже если оно сильно затенено соседними зданиями. Даются рекомендации по выбору одного или другого способа фиксации рамы.

-14

Объясняется различие маркизы и форилюкса. Маркиза, как ей и полагается, располагается под углом в верхней части окна, и позволяет улавливать и перенаправлять свет даже в темных переулках. Форилуксы устанавливаются вертикально, они работают с бОльшим "зенитным углом", как его называют в статье.

К тому, что значит название.

По аналогии с названием для люксфер (lux fer - проводить свет), можно предположить латинский корень. Foris - снаружи, lux - свет.

Forilux - Форилюкс.

Однако упоминание этих маркиз и форилуксов есть только в одном-единственном издании - того же самого года, что и наша статья в Архитектурных мотивах. Журнал Строитель рассказывает о новых технологиях, пока что всего лишь объясняя, что это модный заграничный прием.

Ни в одном журнале (а я их пролистала не одну сотню) я больше не нашла упоминаний форилюксов или маркиз из люксфер. Почему? Во-первых, возвращаясь к патентованным названиям... всегда можно сказать иначе. Для современников было совершенно очевидно, что стеклянный полый кирпич - это фальконье. И про призмы иллюминаторов было все понятно.

Тем не менее, в более "богатых" рекламах нередко фигурирует изображение изделия, так сказать, товар лицом. Фирмы совершенно не стеснялись и в качестве примера работ выставляли готовые изделия известных заказчиков и названия этих объектов - доходные дома, знатные фамилии, местные достопримечательности. И подпись - всю сантехнику делал такой-то, вот фото чугунной ванны.

А про форилюксы ни намека. А может, я еще мало знаю?

Пишите в комментариях, друзья, что думаете по поводу этих изобретений? И почему в Москве не сохранилось ни одной такой конструкции?

P.S. А между прочим, в рекламе Бергмана и фом Шейдта форилукс таки есть! что, тоже не обратили внимания? Листайте наверх) и между прочим, автору за его находки можно поставить лайк.

#архитектура #люксферы #фальконье #история #секретымосквы #гидмосква #находки