Вы когда-нибудь задумывались, как исчезают народы и целые цивилизации? Сейчас в России проживает 46 коренных малочисленных народов, существование которых может закончиться на наших глазах и останется только в книгах.
Но народ живет. Пока живет последний представители, знающих о культуре предков. Пока еще помнит хотя бы десяток-другой на самобытном наречии. Пока нет-нет, да засвистит себе под нос старинную народную песенку, мотив которой прошел ниткой по слоям веков.
Сегодня – 4 самых малочисленных народа, проживающих на территории России, которые помнят. Даже если их осталось несколько десятков.
Ижоры: 210 человек, Ленинградская область. Их боялись европейцы
Ижора – в прошлом многочисленный и достаточно могущественный народ, который «держал» подступы к Финскому заливу.
Примерно к IX веку часть корелов, живших на Карельском перешейке, отделяется от основной массы и уходит жить на юг, выбрав для нового места жительства бассейн реки неожиданно Ижора. Здесь они постепенно сформируют собственную культуру и язык. И название народа начинает мелькать в летописях.
Через пару веков европейцы начинают считать этих «язычников» воинственным и опасным народом, раз за разом отражающим поползновения на Ладогу и окрестности современного Санкт-Петербурга. Слава о «боевых ижорцах» была признана в Великом Новгороде, который нанял их для защиты берегов Финского залива от высадки чужеземцев. И «Стражи морские» раз за разом громили высаживающихся шведов и финнов, отрабатывая новгородский контракт.
В XIII веке ижоры присоединяются к Новгородскому государству.
Ижорцы умело строили дома, спроектированные под местность, окруженную болотами. Особое внимание уделялось фундаменту, который закладывали с завидной кропотливостью и расчетом на высокий уровень грунтовых вод.
Современники называют ижору в целом приятным народом: в их характере сочеталось «палец в рот не клади», оцененное еще новгородцами, и спокойное добродушие к тем, кто проявляет уважение и вообще нормально себя ведет.
Примечается у них лукавство в великом почтении; они проворны и гибки.
- Ф. Тумановский о характере ижорцев, XVIII век.
В других заметках отмечают любовь к труду, порицание тунеядства, праздности и «буйства».
Несмотря на отделение от корел, народ все свое существование хранил общий с ними и финнами эпос в виде рунических песен. Некоторые части «Калевалы» сохранились только в репертуаре ижорских сказителей-рунопевцев.
В 1848 году ижорцев было 17 800 человек. На 2021 год их осталось 210 в Кингисеппском и Ломоносовских районах. Из них 43 человека проживают в деревне Вистино, делая ее центром пока еще живой ижорской культуры. Для ее сохранения здесь открыт Ижорский музей.
Водь: 99 человек, Ленинградская область. Финно-угорские красавчики
К западу от ижорцев жила водь. Известно, что это были северные эстонцы, переселившиеся на земли между Нарвой и Лугой на востоке Ленинградской области. А вот когда они сюда пришли – вопрос открытый: популярной версии о X веке противоречит находка вотских погребений, датированных I—IV веками.
Изначально водь активно воюет со всеми, кто посягает на ее независимость: и со шведами, и с финнами, и с Новгородом, который очень хочет подчинить себе народ, живущий на окраинах государства.
В воинственности водь превосходит уже знакомых нам ижорцев. Ей очень возмущается даже Папа Римский, в письмах к шведам требующий усмирить пыл «вотландцев».
В 1049 году водь все-таки попадет в зависимость от Новгорода, когда новгородцы и их наемники-ижорцы помогут отбить атаку финнов на земли води. С тех пор народ постепенно ассимилируется, попав под влияние славянской культуры, и в 1848 году количество вожан будет насчитывать только 5 148 человек.
Первый интересный факт о води – их считали одним из самых красивых народов. Миловидная внешность женщин удачно сочеталась с веселым нравом, прибавляя бонусов в копилку привлекательности. Есть мнение, что водь – «самый белокурый» народ. 76 % мужчин и 80 % женщин были натуральными блондинами: от песчаных до белоснежных волос.
Второй факт – популярность иван-чая, дошедшая до наших дней, пошла из водских земель. Этот народ давно заваривал листья для травяных чаев, здесь же заготавливалось около 90 % «копорского чая» в Российской Империи. Даже название «копроский» происходит от населенного пункта Копорье, в котором раньше проживала водь.
Сегодня 99 вожан проживают на севере Кингисеппского района, в Санкт-Петербурге и Эстонии. Большая часть сосредоточена в деревнях Лужицы, Караколье (сейчас вошла в состав поселка Усть-Луга) и Пиллово. Проект расширения инфраструктуры порта Усть-Луга ставит под угрозу существование Лужиц и Караколья – сосредоточение последних «водян».
Алюторцы: 96 человек, Камчатка. Воплощение нежелания дружить с соседями
Алюторцы с севера Камчатки – еще один маленький и гордый народ, который всю историю подвергался влиянию больших и сильных соседей, но сопротивлялся и смог сохранить себя до наших дней.
Алюторцы – ветвь коряков, которая в один прекрасный момент решила жить самостоятельно. Их культура сформировалась под влиянием коряков и эскимосов, а название произошло от поселка Олюторка. Чукчи угоняли их оленей, а казаки после вооруженного конфликта, длившегося несколько лет, все-таки обложили народ ясаком.
Но алюторцы держали некоторую обособленность, сохранив, в частности, шаманизм, самобытный культ предков и духов Природы. Советский лингвист П. Я. Скорик выделил алюторский язык как отдельный, подметив, что коряки и алюторцы с трудом понимают друг друга или не понимают вообще. Замкнутость помогла им пережить эпидемии оспы с наименьшими потерями по сравнению с соседями.
Сегодня алюторцев осталось меньше сотни. Подавляющее большинство проживает в Камчатском крае.
Кереки: 23 человека, Чукотка. Матриархат по-чукотски
Кереки проживали на территории Чукотки и идентифицировали себя как «приморские люди».
Самобытный язык – диалект карякского, был быстро забыт и заменен на чукотский и русский. Считалось, что в 2005 века умер последний носитель «истинного керекского». Но во время переписи населения 2021 года внезапно объявились 4 человека, которые заявили о владении языком.
Долгое время кереки спокойно занимались тем, что и положено народам Крайнего Севера: рыболовством, морским промыслом и охотой на пушных зверей. Но в XVIII веке начинаются столкновения между эскимосами и коряками, и народ оказался зажат в тиски. Кереки не были готовы оказывать сопротивление и старались выжить, прячась в пещерах. Все это закончилось тем, что от народа практически никого не осталось.
Для морской охоты придумали особое гарпунное устройство, называемое «керекская спица».
Считается, что именно кереки стали запрягать ездовых собак «паровозиком»– в «керекскую упряжку» парами или поодиночке. Тем самым повысив удобство для самих собак и КПД поездок – для себя. Эту технологию переняли другие народы Севера, которые до этого запрягали собак веером.
Отличительная особенность кереков – матриархат. Жены, матери и бабушки решали хозяйственные, экономические и религиозные вопросы, выполняя роль шаманов. Имя для ребенка выбирали из имен представителей рода матери.
И вы, наверное, не найдете более избалованных детишек, чем дети кереков. Взрослые исполняли любые их желания, потому что считали реинкарнацией умерших предков по женской линии. В народных сказках ребенок всегда умнее, чем взрослый.