Найти тему
Вести Тула

Илья Семёнов: «Жертвам мошенников нужно незамедлительно обращаться в полицию»

Продлить договор за услуги связи – такие звонки стали чаще поступать тулякам. О новых видах обмана, которые используют преступники, в эфире телеканала «Россия 24» рассказал временно исполняющий обязанности начальника подразделения по борьбе с мошенничеством УМВД России по Тульской области Илья Семёнов.

Какие виды мошенничества наиболее распространены в настоящее время?

Наше подразделение непосредственно занимается дистанционными видами мошенничества, мошенничествами, связанными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящий момент, это приобрело большую популярность среди преступников. Если ранее нужно было войти в непосредственный физический контакт с человеком для совершения каких-либо противоправных действий, сейчас таких проблем нет. Дистанционные виды связи позволяют этого не делать, находясь в любой части Российской Федерации, а порой даже и за её пределами. Соответственно, в настоящий момент наблюдается несколько видов подобных мошенничеств. Один из основных, которые сейчас набирают обороты, это когда условной жертве поступает звонок якобы от оператора сотовой связи с просьбой продлить договор с подтверждением. Однако, в этот момент звонок осуществляют непосредственно мошенники. Их цель основная получить код доступа от Госуслуг. То есть приходит СМС сообщение, которое жертва называет ввиду своей невнимательности, беспечности и различных других обстоятельств. Далее мошенники получают доступ к госуслугам, получают доступ к справке из бюро кредитных историй и запрашивают необходимую информацию, при помощи которой они понимают, какой у человека, в принципе, есть кредитный потенциал, и сразу же составляют онлайн заявки. Спустя какое-то время поступает другой звонок под предлогом осуществления сомнительных транзакций на нужды СВУ, то есть на сторону условного противника, для чего человеку необходимо выбрать свой кредитный лимит, получить кредиты и перечислить деньги на счёт мошенников. Сейчас подобный способ мошенничества принял очень большие масштабы. И мы с этим боремся. В том числе информирую жителей о способах обмана и что делать, чтобы не стать жертвой злоумышленников. Если у вас есть хоть какие-то сомнения, нужно обратиться к оператору. И самое основное, ни в коем случае нельзя называть никакие коды из СМС.

У мошенников есть какая-то база абонентов, или они просто звонят всем подряд?

У мошенников, безусловно, есть определённая база, которая находится в свободном доступе, в различных соцсетях, в различных мессенджерах и так далее. На самом деле эти мифы о том, что идут, условно говоря, сливы, они очень сильно преувеличены, поскольку настоящий цифровой мир он собирает огромное количество информации о любом человеке в открытом доступе, знающий человек найдёт достаточно много информации. Это могут быть сервисы, доставок. Это могут быть различные сайты, торговые площадки и тому подобное, где человек проходит регистрацию и ставит галочку, где он соглашается с обработкой персональных данных. На самом деле, если читать этот договор, там очень подробно все расписано куда, какая информация может предоставляться. А в настоящий момент специальные алгоритмы обрабатывают данную информацию, не нарушая законодательства. И могут выкладывать определённого рода информацию, на которую человек сам и согласился, поставив галочку, то есть аналог электронной подписи в момент регистрации аутентификации.

Если человек стал жертвой мошенников, можно ли вернуть как-то похищенные средства?

Если подобное случилось, нужно сразу обращаться в полицию. Специалисты проведут первоначальную проверку и в зависимости от обстоятельств постараются помочь. Допустим, сейчас у нас складывается в регионе практика, когда мы накладываем арест на счета условных мошенников, на которые поступили денежные средства.