Частная переписка всегда притягивает внимание, ведь она раскрывает нам повседневные переживания людей, живших тысячи лет назад. Древний ближний Восток не является исключением. Среди клинописных находок мы знаем немало занятных примеров эпистолярного жанра.
Вы, возможно, уже встречали упоминание об этом курьезном письме из древнего города Ларсы начала 2 тыс. до н.э., написанном сыном своей матери. Оно показывает, что социум не очень изменился и что одежда в древней Месопотамии была важной составляющей статусности:
Скажи (госпоже) Зину, так говорит Иддин-Син. Да сохранят на долгие годы твою жизнь Шамаш, Мардук и Илабрат!
Одежда благородных людей из года в год становится всё красивее. Ты же делаешь мою одежду все скромнее и скромнее. Ты, наверное, уже разбогатела, перешивая мою старую одежду и не присылая новой. Хотя шерсти в нашем доме столько, что ее можно есть, я продолжаю ходить в обносках.
У сына папиного подмастерья Адада-иддинама и то два новых костюма. Ты же всё заботишься о моём одном. Хотя ты меня родила, а его мать его усыновила! Но она его любит, ты же меня не любишь!
Зачин говорит нам о том, что Зину не сама будет читать клинописное письмо, но ей его прочтет владеющий клинописью знакомый. Иддин-Син, вероятно, был школьником и во время учебы жил отдельно от родителей. Что же касается сына папиного друга, то наиболее частые случаи усыновления в Месопотамии – повторные браки отца.