Найти в Дзене
Свет в Темноте

К какому типу извиняющихся вы относитесь?

Оглавление

Из этой статьи вы узнаете, что ваши извинения говорят о вашем эмоциональном интеллекте.

«Извини». Всего одно слово, и оно так легко слетает с языка, верно? Так почему же нам так трудно его произнести? Подумайте, к какому типу извиняющихся вы относитесь и узнайте, что это говорит о вашем эмоциональном интеллекте.

1 тип — извиняющийся с помощью подарков и дружеских жестов

Этот человек может сделать все, кроме словесного выражения раскаяния. Он может послать красивый букет, «случайно» принести билеты на концерт или помыть посуду. Это добрые жесты, и они могут быть очень кстати. Однако первый шаг к извинениям — это реальное извинение.

Многим людям достаточно этого волшебного слова, чтобы вновь почувствовать единение с другим, а признание того, что можно было поступить или сказать по-другому, помогает им понять, что их слышат и уважают. Поэтому теплые жесты не заменяют слова «прости».

Кроме того, некоторые люди еще больше обижаются, когда вы демонстрируете дружеский жест без этого маленького слова. Вы можете ненароком сообщать, что пытаетесь «выменять» или «купить» себе путь к прощению.

Оценка эмоционального интеллекта: 2/10. Этот извиняющийся тип получает определенную похвалу за осознание необходимости вмешательства, но он не справляется с задачей, избегая уязвимости. Вместо физического подарка попробуйте подарить здоровое извинение.

2 тип — извиняющийся по принципу «извини, но…»

«Извини, но я просто не понимаю, почему ты так расстроен». «Мне жаль, но тебя хотя бы не уволили». «Прости, но ты очень чувствительная».

В большинстве случаев все, что мы говорим после «но», является тем, что мы имеем в виду на самом деле. Но «прости» должно быть законченным предложением. Этот извиняющийся тип получает похвалу за то, что сказал «прости», но не за все остальное. Ведь все, что идет после «но», несомненно, заслоняет самые важные слова в предложении.

Оценка эмоционального интеллекта: 4/10. Попробуйте сделать паузу после извинения, чтобы показать, что в конце предложения стоит точка.

3 тип — извиняющийся по принципу «мне жаль, что ты себя так чувствуешь»

Такой тип извиняющихся понимает, что вы расстроены, и не хочет, чтобы вы испытывали негативные чувства, особенно когда в этом замешаны они. Однако зачастую они не чувствуют себя ответственными за ваши чувства и переживания, поэтому им трудно извиниться здоровым способом.

Пожалуйста, не извиняйтесь за чьи-то чувства, потому что это не означает принятия ответственности за свои действия. Этот извиняющийся тип получает похвалу за понимание того, что извинения необходимы. Однако неискреннее извинение — это едва ли не хуже, чем отсутствие извинения вообще, а «мне жаль, что ты себя так чувствуешь» — это определенно уход от ответственности.

Оценка эмоционального интеллекта: 6/10. В извинениях следует признавать свою роль в сложившейся ситуации. Если вину разделяют другие, извинитесь за то, что вы плохо повлияли на других.

4 тип — извиняющийся, делающий вид, что ничего не случилось

Этот тип ошибочно называют «извиняющимся», потому что на самом деле он не извиняется. Одно дело — не знать, что ты кого-то обидел. Другое дело, когда ты знаешь, что обидел кого-то, и решаешь, что извиняться не стоит. Этот тип — худший из всех, потому что он дает понять, что ему все равно, что вы обижены. Как правило, они делают вид, что ничего не произошло.

Оценка эмоционального интеллекта: 0/10. Если вы находитесь в отношениях с таким человеком, и он вас обидел, попробуйте выразить свои чувства. Если он все еще не может извиниться, подумайте, можете ли вы продолжать близкие отношения. Ваши чувства обоснованы, и такому человеку трудно дать понять, что он слышит и заботится о вас. (Примечание: скорее всего, вы им небезразличны. Проблема заключается в их неспособности выразить эту заботу). Если вы относитесь к такому типу извиняющихся, подумайте о том, чтобы провести рефлексивную работу (или обратиться к психотерапевту), чтобы определить, почему вам так трудно извиняться. Важно осознать свое влияние на других, чтобы создать здоровые отношения в своей жизни.

5 тип — извиняющийся с помощью пустых обещаний

«Мне жаль, что я разочаровал тебя. Этого больше не повторится».

Люди есть люди. Поэтому нам свойственны ошибки, обиды, разочарования и эмоциональные травмы. Если вы находитесь с кем-то в близких отношениях (будь то дружба или романтические отношения), то, скорее всего, рано или поздно вы его разочаруете. Может быть, не в большой степени, но природа близости такова, что она сопровождается болью. Мы не можем давать обещания, в нарушении которых мы почти уверены. Этот тип извиняющихся имеет хорошие намерения. Они понимают, как повлияли на вас, и хотят, чтобы вы знали, что они совершили ошибку. К сожалению, обещать, что в будущем они больше не будут вас разочаровывать, — это просчет.

Оценка эмоционального интеллекта: 8/10. Тщательно подбирайте слова, когда извиняетесь. Вам не нужно обещать устранить свою человеческую природу, а именно это вы бы и сделали, если бы пообещали никогда больше не разочаровывать другого человека. Попробуйте сказать: «Мне жаль, что я тебя разочаровал. Я не хотел этого, но теперь я понимаю, как я поступил. В будущем я постараюсь запомнить …».

6 тип — подтверждающий извиняющийся

Такой человек выслушивает ваши чувства и подтверждает их правильность, извиняясь. Он не оправдывается, хотя может поделиться своими мыслями и обосновать свое поведение. Он оставляет у вас ощущение заботы о вас и вашей ценности. Вы знаете, что можете доверить этому человеку свои истинные чувства, и он не попытается вас газлайтить, принимать оборонительную позицию, проецировать на вас свои недостатки или отвергать вас.

Оценка эмоционального интеллекта: 10/10. Мы все должны стремиться стать «подтверждающим извиняющимся», способным поддерживать глубокие и значимые дружеские отношения, потому что мы понимаем разницу между нашим воздействием и нашими намерениями.

По материалам статьи «What Type of Apologizer Are You?» Psychology Today