Найти тему
Известия

Сомалийские пираты оказались связаны с Великобританией

Британские компании могут быть связаны с сомалийскими пиратами и помогать им в нападениях на торговые суда. Сколько у пиратов британского оружия и каких объемов достиг этот преступный бизнес, выясняли «Тайны Чапман».

Фото: Global Look Press/ZB/Jens Kalaene
Фото: Global Look Press/ZB/Jens Kalaene

По оценкам экспертов, доходы от сомалийского пиратства составляют до $12 млрд в год. Но сами пираты и их инвесторы получают всего 2% от этой суммы. В 2010 году, в самый разгар морских грабежей, пираты получили $148 млн выкупа.

Страховые же компании заработали почти $2 млрд на страховках от угонов. Еще $1,5 млрд получили компании, продающие оборудование для обеспечения безопасности кораблей. Многие из них оказываются зарегистрированы в Великобритании.

«Есть сведения о том, что след тянется в британское адмиралтейство. В Великобритании находится рынок страхования Lloyd’s of London. Там находится центр слежения за морскими перевозками, соответственно они знают, откуда, куда, когда грузы идут, что на каждом конкретном судне находится», — рассказал экономист Александр Роджерс.

В последнее время пираты нападают не на все корабли. Они действуют избирательно, словно заранее знают, что именно находится на судне. Британские страховщики могут иметь возможность снабжать пиратов ценной информацией о том, какой груз находится на судне и есть ли там охрана.

«Есть грузы, которые застрахованы по повышенному тарифу, значит, их лучше не трогать, потому что тогда придется много страховки выплачивать. Соответственно они могут указать: вот этот не хочет страховаться, давайте мы его отпиратим. Это такая форма рекета, то есть они вымогают деньги фактически косвенным образом через страховку за то, чтобы груз не трогали», — отметил Роджерс

Подтверждением причастности британцев к поддержке сомалийских пиратов является то, что в 2014 году комитет палаты общин по контролю над экспортом оружия начал расследование поставок вооружения в Сомали. Выяснилось, что охранные компании Великобритании за год вывезли в Сомали и страны Восточной Африки 44 тыс. единиц оружия, в том числе автоматы, пистолеты и винтовки.

«Кому оно может еще поставляться, кроме пиратов? Если бы оно поставлялось каким-то государственным структурам, оно бы поставлялось по легальным каналам, закупалось бы через какой-то местный оборонпром, а не через сотрудников спецслужбы и каких-то военных нелегальными путями», — указал Роджерс.

При этом оружие пиратам может передаваться и не напрямую, а по наводке, если известно, каком корабле везут боеприпасы и нет большого количества охраны.

«В свое время была интересная история, что пираты захватили транспортный корабль «Фаина», заглянул и в трюм, а там большое количество танков и гранатометов, маленький арсенал для небольшой армии. Это достаточно большой объем оружия, который можно было бы использовать для контроля вообще Сомали или какого-то района», — рассказал режиссер-документалист Арсений Вейцкин

На пиратстве наживаются не только страховщики, но и другие заинтересованные лица, имеющие доступ к информации. Это могут быть влиятельные частные персоны. При наличии связей и денег они могут нанять пиратов для достижения собственных целей.

«Везут какие-нибудь картины Ван Гога, перевозят с одной части света на другую. Какой-нибудь коллекционер заинтересовался и решил нечестным путем достать себе такую картину, чтобы не покупать их на аукционных домах втридорога. Ему проще заплатить несколько миллионов долларов определенному кругу лиц, которые найдут такую пиратскую группировку», — сообщил финансовый аналитик Андрей Плотников.

Еще значительная часть денег достается тем, кто по поручению владельцев корабля ведет переговоры о его выкупе. Такие парламентеры могут быть изначально знакомы с пиратами.

«Очень быстро каким-то удивительным образом появились английские юридические компании, которые брали на себя функцию посредников ведения переговоров. Если владелец судна заключал договор с этими юристами на ведение переговоров, то возможность прямого контакта с пиратами у него пропадала», — отметил Вейцкин.

Зимой пираты возобновили свою деятельность в районе Красного моря, Аденского залива и Суэцкого канала. Это происходит на фоне противостояния США и их союзников с хуситами, в результате чего американские и британские корабли потеряли возможность ходить в этом регионе. Из-за этого бизнесмены стали нанимать суда других стран, и пираты стали действовать именно против них.

«Британцам очень обидно, потому что, во-первых, их собственные грузы не проходят. Компании британские теряют деньги, потому что им приходится плыть вокруг Африки, у них гораздо больше транспортные расходы получаются и по времени тоже. Если компании других стран будут проходить через Суэцкий канал беспрепятственно, то тогда их услугами не будут пользоваться», — рассказал Роджерс.