Государственный академический симфонический оркестр Башкортостана под управлением маэстро Дмитрия Крюкова провел традиционный – уже четвертый – большой весенний гастрольный тур по городам двух республик – Татарстана и Удмуртии. Завидная по насыщенности концертными событиями жизнь коллектива из Уфы – не только в апреле, но и в течение всего сезона – позволила Удмуртской филармонии расспросить гостей о её подробностях, а заодно узнать вкратце об административной и творческой стратегииоркестра. Нашим гидом по этим двум темам стал генеральный директор оркестра и один из лучших кларнетистов России, народный артист Башкортостан Артур Назиуллин.
«Где Моцарт и Григ…»
Несколько лет назад с приходом Артура Назиуллина на пост генерального директора Государственный академический симфонический оркестр Башкортостана (ГАСО РБ) начал создавать сочную палитру заметных музыкальных событий, которые складываются в большую достойную картину интенсивной творческой жизни оркестра. Как в родной республике, так и в стране в целом.– Мне думается, что главным двигателем в развитии человеческих и творческих отношений является искренняя и бескорыстная дружба между людьми, – на сложный в нынешних непростых реалиях вопрос – как им это удается сделать – Артур Искандарович на удивление быстро нашел точный и очень простой ответ. – Как раз наш традиционный апрельский гастрольный тур по маршруту Уфа - Казань - Набережные Челны - Нижнекамск и Ижевск, где мы выступали в рамках II Рахманиновского фестиваля, стал подтверждением того, как дружба между представителями музыкального сообщества трех братских республик Приволжья помогает нам наполнять культурное пространство неординарными событиями, которые везде ждут ценители высокого искусства. Рад поддерживать творческие связи не только как руководитель, но и как солист: в этом гастрольном туре мне посчастливилось найти время и выступить на сцене со своим оркестром, исполнив блестящую симфонию-концерт для кларнета с оркестром, автором которой является главный дирижер Госоркестра Башкортостана и замечательный композитор Дмитрий Крюков. Именно благодаря давним крепким дружеским взаимосвязям наш оркестр в конце апреля снова отправится в столицу России и в Санкт-Петербург. В каждом из стольных градов мы дадим по концерту – в Большом зале Московской консерватории и в новом Концертном зале Мариинского театра на улице Декабристов, а солировать, исполняя с оркестром Моцарта и Грига, будет прославленный пианист Денис Мацуев. Насыщенным на события станет для нас и предстоящий май, когда сначала в Уфе выступит один из лучших скрипачей современности Павел Милюков, а затем в течение четырех дней состоится фестиваль «Денис Мацуев представляет: Диалог поколений» с обширнейшей программой. И этот фестиваль вошел в традицию тоже благодаря дружбе. Скажу больше, я глубоко убеждён в том, что в отсутствие дружбы никакими деньгами нельзя «закрыть вопрос» взаимоотношений, как между музыкантами, так и между артистами и публикой. Прежде всего, здесь я говорю об ожиданиях людей. Ждут ли они нас искренне, или мы только покупаем эти ожидания?! Так вот в нашем случае событийная интенсивность в жизни Госоркестра Республики Башкортостан – это история совсем не про финансы. Потому как мы не обладаем каким-то сумасшедшим бюджетом, который позволял бы нам запросто покупать себе любое время в престижных концертных залах и именитых солистов соответственно. Повторюсь, что эта история про дружбу, взаимную любовь и уважение.
Струны и волосы для благородства звука
Как и в большинстве отечественных творческих коллективов, финансирование ГАСО РБ происходит из двух источников – доминирующей доли из бюджета региона и собственных средств, заработанных за счет концертной и проектной деятельности.– Республика Башкортостан берет на себя львиную долю в финансировании нашего оркестра, – акцентирует Артур Назиуллин. – При этом в сегодняшнее непростое время мы прекрасно понимаем, что не можем рассчитывать на поддержку наших многочисленных проектов только от региональных властей. Поэтому мы стараемся – умеем и одновременно продолжаем учиться – находить финансовые ресурсы из внебюджетных источников. К примеру, мы воспользовались данной практикой для организации нынешнего гастрольного тура по Татарстану и Удмуртии. Не стану скрывать, что, несмотря на предварительные договорённости о финансовой поддержке для организации и проведения этих гастролей, получить ее не удалось. В сложившихся обстоятельствах, зная то, что нас очень ждут наши добрые соседи и друзья-меломаны, мы не стали отменять тур и инвестировали в него деньги, которые заработали самостоятельно. Продолжая краткий обзор экономики оркестра, скажу, что вместе с бюджетными ассигнованиями часть из заработанных средств мы направляем на развитие нашей материально-технической базы. В частности, на обновление инструментального парка и на приобретение расходных материалов для струнных и духовых инструментов. Те же самые струны мы покупаем очень высокого качества. Впрочем, как и смычки, потому что благородство, объем и качество звука скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов зависят не только от инструментов и струн, но и от волоса на смычках!
Духовики и арфисты из «Красной книги»
Принцип веры в себя и друзей-партнеров вместе с умением работать и не терять оптимистичных надежд и ожиданий в симфоническом оркестре из столицы Башкирии не ограждает его от соприкосновения, а вернее от столкновения с узловой проблемой общенационального масштаба – речь ведем об острейшем кадровом дефиците. Не только в квалификации исполнителей, но и в их обыкновенном количестве.– Кадровый вопрос нынче очень трудный и болезненный для всей России и наш оркестр тут не исключение, – признает генеральный менеджер ГАСО РБ. – Скажу даже, что человеческий фактор сейчас становится, пожалуй, главной и самой страшной бедой для всех наших коллег в стране. Причем ситуация настолько остра, что практически в каждом российском оркестре – в самых именитых столичных и во всех провинциальных коллективах – открыто множество вакансий и регулярно проводятся конкурсы на их замещение. Откровенно говоря, я не знаю, куда сегодня деваются и где пропадают российские музыканты?! Не беру в расчет опытных оркестрантов. Я говорю о тех, кто выпускается из многочисленных наших консерваторий. Не так давно в Екатеринбурге я играл сольный концерт с Уральским академическим филармоническим оркестром и после выступления, наверное, около часа мы беседовали с его главным дирижером и моим старшим товарищем Дмитрием Лиссом, жалуясь друг другу на сложности в решении ключевой кадровой проблематики. А ведь это один из старейших оркестров России, который работает в крупном городе, где есть прекрасная Уральская консерватория имени Мусоргского, которая остается одной из главных вершин в трёхступенчатой пирамидальной системе отечественного музыкального образования. Этот авторитетный вуз ежегодно выпускает десятки дипломированных музыкантов, но в оркестре все равно сохраняются вакантные позиции. Конечно, нам можно сколько угодно сетовать на оголенный нерв в проблеме, но решения требуются незамедлительно. Поэтому-то в ГАСО РБ мы уже внедрили стажёрскую программу, регулярно проводя в коллективе набор талантливых юных и молодых исполнителей, не привязываясь к диплому высшей школы. Для этого на испытательный срок мы берем выпускников уфимской ЦМШ, постепенно подсаживая их в оркестр. Ясно, что не на концертмейстерские места, а в группы инструментов, где новички получают отличную возможность для бесценной практики игры в оркестре. При этом на время испытательного срока мы выплачиваем музыкантам хорошую заработную плату, а приглашенным в оркестр артистам помимо этого частично компенсируем стоимость аренды жилья. Параллельно с этим мы продолжаем вести работу по профессиональной ориентации и заранее бронируем места в оркестре для студентов консерваторий, которые учатся играть на инструментах, занесенных в нашу музыкальную «Красную книгу» – в первую очередь речь идет о фаготистах, валторнистах, гобоистах и арфистах. Можно сказать, что сегодня мы готовы брать молодежь в свой оркестр, начиная «с пелёнок». Брать в одном желании – устранять болевые точки в отрасли в целом и в нашем любимом деле. Для того чтобы играть для людей великую Музыку!