Как чувствовал Себя Иисус в последнюю неделю Своей земной жизни? Какие мысли занимали Его более всего в преддверии креста?
Обо всем этом очень подробно повествует Евангелие от Иоанна. Почти половина этого Евангелия, начиная с 12-й главы, описывает последнюю неделю земной жизни Иисуса перед распятием.
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришёл с неба глас: и прославил и ещё прославлю. Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт (Ин. 12:27–33).
Тема славы Христа представлена в Евангелии от Иоанна достаточно многообразно. Читая 1-ю главу, мы можем видеть славу Христа как Безначального Бога. Своим воплощением Иисус Христос явил человечеству славу Божью:
...И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14).
Далее слава Христа раскрывается в чудесах, совершённых Господом. Кульминационным чудом (помимо воскресения и вознесения Самого Христа) в Евангелии от Иоанна является воскресение Лазаря. Сам Иисус, говоря об этом чуде, несколько раз подчеркивал, что оно будет презентацией славы Божьей для учеников и всех остальных. Когда Иисус только услышал о болезни Лазаря, безусловно зная о том, что Лазарь на тот момент уже был мертв, Спаситель произнес:
...Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11:4).
Перед самым воскресением Лазаря, обращаясь к Марфе, Иисус говорит:
...Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божью? (Ин. 11:40).
В начале 12-й главы Мария отирает волосами ноги Господа, это оказание Ему почестей и признание Его славы. Затем описывается торжественный вход в Иерусалим, прославление Иисуса огромным количеством народа.
Явление славы Христа через воплощение, чудеса, прославление людей при въезде в Иерусалим (Ему были оказаны почести, которых достоин Мессия) – все это является очевидным свидетельством.
Но начиная с середины 12-й главы, Иисус вдруг говорит о необычном проявлении Своей славы через смерть. Крестная смерть – это странное, для многих непонятное, явление славы. Легко понять, каким образом чудеса и торжественные почести являют славу, но как позорная крестная смерть может прославить Отца и Сына? Это было не совсем понятно для учеников. Это продолжает оставаться непонятным для многих.
Нам сегодня, спустя два тысячелетия, несколько трудно понять, насколько ужасной и позорной считалась крестная смерть. В те времена человек не мог пережить большего позора, чем распятие. Умереть на кресте означало максимальный позор, и человек после этого уже не мог восстановить свою репутацию никоим образом, так как был мертв, и крест должен был полностью перечеркнуть всю его жизнь, весь его авторитет. Это было настолько позорно, что, согласно римскому закону, гражданин римской империи никогда не мог быть распят на кресте, ни при каких обстоятельствах, что бы он ни сделал.
Уважаемые люди погибали на поле битвы, умирали в кругу семьи, после смерти им оказывались почести. Но крестная смерть происходила в кругу насмешников и оскорбителей на глазах народа, это высшее проявление бесчестия.
Сегодня, как и во все времена, люди не хотят умирать с позором. Пожилые люди нередко собирают деньги себе на похороны, отписывают свое имущество тем, кто мог бы за ними ухаживать до самой смерти и достойно похоронить.
А бездомный человек замерзает где-нибудь на улице, затем его тело оказывается в морге, затем его хоронят в безымянной могиле за счет государства. Максимальное бесчестие, максимальный позор! (Но крестная смерть, была еще большим бесчестием и еще большим позором.)
И если вам скажут, что кто-то должен прославиться через подобное бесчестие, то вы, возможно, будете, по меньшей мере, сильно удивлены: «Как это может быть?»
Когда Иисус говорил о Своей славе, которая будет явлена в Его позорной крестной смерти, это звучало совершенно ошеломляюще для учеников. Как это может быть? Как позорная смерть может быть путем к славе?
Ученики могли ожидать, что слава Христа откроется в том, что Он станет царем Израиля, прогонит римлян и т. д. Но Спаситель вдруг говорит о Своей славе в совершенно неожиданном для учеников ракурсе: славе через крест.
Насколько бы это ни было трудным для понимания, насколько бы это ни было несовместимо с обычаями и культурой того времени, но Спаситель говорит о Своей славе и о желании прославить Отца посредством приближающейся крестной смерти.