Обращаете ли вы внимание на обложку при покупке книг? А купить роман только из-за нее вы можете?
Я — да, поэтому в этом выпуске «Пяти фактов» хочу рассказать о мастере обложки Андрее Ферезе.
Книги с его работами есть в библиотеке у многих, ведь он проиллюстрировал романы Стивена Кинга, Нила Геймана, Алексея Иванова, Сергея Лукьяненко и многих других.
🟦 Рисовал с детства, но нашел свой стиль далеко не сразу.
Андрей Ферез родился в 1973 году. Его родители были далеки от искусства, оба — физики, интересовались программированием и наукой. Но увлечение сына они поддерживали. Хотя, как он говорил в одном из интервью, его намерение стать художников их пугало.
«Я был настолько увлечен, что, у них просто не было никакого другого выбора, кроме как смириться и поддерживать меня», — рассказал художник.
Ферез всегда хотел заниматься именно иллюстрацией, но после училища стал работать дизайнером. Навыка рисования на компьютере у него не было, а рисовать от руки ему было не слишком интересно. Проработав много лет в этой области, он все же занялся цифровой иллюстрацией.
🟦 Считает, что в работе не надо стараться угодить всем.
Художник старается читать каждую книгу, для которой делает обложку. В редких случаях сами авторы рассказывают, что хотят видеть в иллюстрации. Однако есть минусы — чтение, по его словам, перестало быть в удовольствие, поэтому вне работы он читает мало. Хотя очень любит романы Стругацких, Дяченко, Харуки Мураками, Кинга и Геймана.
Андрей Ферез работает только с цифровой иллюстрацией, любит сюрреализм и Рене Магритта. На его взгляд, сюрреализм — единственный способ визуализировать метафору. Еще один секрет хорошей обложки — способность художника предугадать внутреннее состояние будущего читателя.
«Главное — не пытаться кому-то угодить. Когда художник пытается угодить всем, от читателя до издателя, он попадает в мир запретов, где его никуда не пускают. Надо, наоборот, раскрепоститься», — говорит Андрей Ферез.
🟦 Не всех писателей, по его мнению, нужно иллюстрировать.
На вопрос, какую книгу иллюстрировать было сложнее всего, Андрей Ферез ответ кратко: все. Работа не должна становиться легкой, считает он. К каждому тексту нужно подходить с трепетом и быть готовым к диалогу с автором.
Однако даже при таком подходе не все писатели, считает художник, нуждаются в иллюстрациях. Например, Михаил Булгаков. У каждого читателя свое представление о героях «Мастера и Маргариты», чужие интерпретации могут их злить. Надо оставлять человеку пространство для фантазии, говорит художник.
🟦 Любит возвращаться к старым историям и рисовать для них заново.
Некоторые истории, говорит художник, для него особенные. Ему нравится возвращаться к ним спустя время, чтобы увидеть под другим углом.
Например, когда он читал впервые роман «Океан в конце дороги» Геймана, то он показался ему детским, а спустя годы — важным текстом про него самого. Меняется восприятие — меняются и иллюстрации.
🟦 Популярность нейросетей его не пугает.
Нейросети — новая реальность, считает художник, и использовать их будут. Они окажут большое влияние на творчество, но вряд ли «убьют профессию». Это всего лишь еще один инструмент, кому-то он подойдет, кому-то — нет. Сам Ферез использовать в работе нейросети пока не будет.
«Продукт нейросети — это механическая компиляция труда огромного количества художников и фотографов. Странный сюрреалистический эффект как раз и возникает из-за непонимания человеческой логики и эмоциональности, отсутствия контекста и системы ассоциаций», — сказал он и добавил, что за отбор иллюстраций нейросети в любом случае отвечают люди.
При работе над материалом использовались интервью, опубликованные на порталах Darker в 2011 и в 2023 годах, а также на сайте «Год литературы».
Блог Андрея Фереза. Вот, например, интересный пост про 3D в обложках.