Эта строчка принадлежит Зинаиде Гиппиус. Великая поэтесса Серебряного века русской литературы в своем философском стихотворении «Мудрость» описывает безрадостные последствия потери человеком любви и веры; потеря же человеком детства необратимо ведет к его гибели. Под пером служительницы музы Эвтерпы сюжет обрастает метафорическим орнаментом: потеря вызвана действием нечистой силы (четырех чертовок), крадущих эти дары у человека:
«Хохочет третья: «Вот это средство!
И мой денечек не был плох:
Я у ребенка украла детство;
Он сразу сник. Потом издох».
В реальности, непрожитое детство, конечно, не ведет напрямую к физической смерти, но последствия жизни в разрушительном окружении, а также не по годам тяжелой ответственности, взваленной на неокрепшие детские плечики, бывают не менее катастрофическими. Особенно больно узнавать об этом тогда, когда роль «чертовок» и «чертей» исполняют самые близкие для ребенка люди – его родители.
Приведу несколько случаев «украденного детства»; среди них есть как фрагменты клиентских историй, так и мой личный детский опыт:
- Ребенок-школьник младших классов пошел на подстрижку, где был обсчитан парикмахером, недодавшим ему сдачу. Мальчик рос покладистым, усидчивым и послушным ребенком, которому постоянно внушалось благоговейное уважение к старшим. У ребенка не хватило смелости указать мастеру на ошибку в расчете, и, придя домой, он рассказал об этом матери. Мама, не отворачивая головы от экрана телевизора, строго произнесла: «Иди и требуй сдачу! Если откажется отдавать – тогда скажи: «Моя мама придет – напишет жалобу!»» Денег ребенок так и не получил, за что дома был отруган матерью, обозвавшей его «мямлей» и «тямтей лямтей». К слову сказать, ребенок часто и подолгу болел: так психика справлялась с непосильной ношей недетской ответственности и на время приглушала родительскую агрессию.
- Мама поставила малолетнего сына в очередь в магазине, строго наказав: «Стой вот за этим человеком!», и отлучилась в торговый зал за продуктами. Кто-то из оборотистых взрослых встал в очередь впереди ребенка; когда мамаша вернулась, она застала своего сына стоящего последним, как и было на момент ее отлучки. В ярости она набросилась на дите: «Почему ты пропускаешь других вперед себя?! Что, не мог сказать, что ты здесь стоишь?! Вечно у тебя язык в ж...!!»
- Те, кто пошел в школу во времена СССР, наверняка помнят, что, если ребенку до 1 сентября не исполнялось 7 лет, начало школьного периода его жизни переносилось на следующий год. Молодая мама, никак не желавшая мириться с таким положением вещей, как могла форсировала темпы взросления своей дочери, упорно обивая пороги кабинетов директоров школ и ГОРОНО: «Примите мою дочь с 6 лет! Она уже готова к школе: бегло читает, пишет печатным и письменным шрифтом, решает математические задачки на уровне 3-го класса!» А девочка просила маму отправить ее в детский сад еще на год, т.к. это было единственное место, где она могла свободно играть с другими детьми. И, как обычно писалось в средневековых летописях, «Премудрый Господь устроил так», что в одной из школ мама встретила свою учительницу русского языка и литературы, от которой услышала открытым текстом: «Впервые вижу такую мамашу, которая своего ребенка лишает детства!» Благо, слова педагога возымели действие, и женщина все-таки отправила дочурку в детсад еще на год.
- Женщина, возвращаясь домой с работы, просто выходила из себя, видя, что ее сын, учившийся в младших классах, увлеченно играет в игрушки, а не гуляет с друзьями на улице. Мальчик был очень робким, рос без отца, с которым его мать развелась из-за алкогольной зависимости и рукоприкладства. Разумеется, игре приходил конец, и ребенок по требованию матери отправлялся на улицу. Если за окном было лето, сын не имел права возвращаться домой без двух полных пакетов липового цвета (в период цветения липы) или подорожника. Однажды мать в ярости собрала все игрушки и заявила ребенку, что выбросит их, чем нанесла ему глубочайшую психологическую травму (благо на самом деле она спрятала игрушки, и вернула обратно через несколько недель).
- Мама с дочерью-ученицей средних классов смотрят балетный спектакль по телевизору. Мама восхищается грацией балерин, их точеными фигурами и, поворачиваясь к дочери, бросает ей в лицо: «А ты толстая! Уж и не знаю, когда ты, наконец, похудеешь!» У девочки в то время действительно был лишний вес, и этот факт неоднократно использовался матерью для унижения своего ребенка. У девочки не ладились отношения с одноклассницами и учителями; ранее учившаяся на отлично, она съехала на тройки. Мать пыталась заниматься с ней дома, но каждый раз наталкивалась на стену замкнутости и упрямства со стороны дочери, что выводило родительницу из равновесия: «Ах ты, дундучка! В предметах не соображаешь ни черта! А вот если бы я сказала тебе: «Доченька, сходи на кухню, я там тебе целую сковородку картошечки пожарила – видать, поняла бы меня с полуслова!»
- Женщина развелась с мужем и вместе с дочкой-дошкольницей переехала жить к своим престарелым родителям. Сама она работала на двух работах, и домой возвращалась только заполночь. Бабушка девочки была человеком религиозным, и проводила много времени на богослужениях. Дедушка был почти полностью парализован и, судя по всему, страдал деменцией. Иногда он просил внучку, чтобы та подала ему «утку», а иногда шел в туалет самостоятельно, мелкими шагами, держась за стены. Стоит ли говорить о том, что иногда он просто не успевал дойти до отхожего места. В обязанности внучки входили уборка за дедушкой, смена нижнего белья, разогрев еды на плите с дровяным отоплением, и его кормление. К слову сказать, бабушка дала жизнь 10 детям, поэтому ни она сама, ни ее дочь (мама девочки) не видели в этом ничего предосудительного – в начале прошлого века стратегия выживания была таковой почти поголовно.
- Два приятеля детсадовского возраста возвращаются домой, весело болтая. Позади них, в нескольких шагах, идут их мамы, делясь впечатлениями прошедшего дня. Дети настолько увлеклись, что прошли поворот в направлении к дому одного из приятелей. Мамы остановились, и одна из них грозно окрикнула сына: «А ну, стой! Как тебе не стыдно?! Разве ты не знаешь, где Алешин дом?! Разве ты не должен был остановиться возле поворота?!»
Все приведенные примеры – это случаи из жизни дисфункциональных семей с отсутствием одного из родителей (как правило, отца). «Потерянное детство» висит над жертвами родительской «нарциссической оккупации» словно Дамоклов меч: такие люди приходят на психотерапию в сильно «разобранном» состоянии – с полным отсутствием личных границ, с «убитой» самооценкой, с незнанием своих потребностей, с РПП и зависимостями (в том числе и от людей), с многочисленными фиаско при попытке построить зрелые отношения в долгосрочной перспективе.
«Разбитую чашку не склеишь» – написал поэт Андрей Дементьев. Казалось бы, уже невозможно что-либо изменить – детство ушло безвозвратно. Но свет в конце тоннеля все же есть:
«Ошибки свои и невзгоды
Еще раз осилим вдвоем.
И через далекие годы
Мы опытом их назовем.»
Осилим именно вдвоем... Для роста и развития человеку нужен другой человек. И, коль скоро кто-то вытащил несчастливый билет, и ему / ей не повезло с родителями – психолог может стать тем «замещающим родителем», который поможет клиенту вернуться в далекое детство мыслями и воображением, и «переписать» в бессознательном его детскую биографию с благоприятным исходом. Это станет отправной точкой новой жизни, в которой судьбу человека определяет не злой рок, а его собственный свободный выбор. Проверено: это действительно работает!
Автор: Альфредас Грабаускас
Психолог, Клинический и кризисный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru