Росстат обнародовал статистику о ценах на авиаперевозки на текущий момент: обычный полет в эконом-классе по состоянию на январь и февраль подорожал на 32-34 процента. Это рекорд с 2008 года — обсудили с экспертами причины такого скачка.
Что о подорожании авиабилетов пишет Росстат
По данным федеральной службы, внутрироссийские рейсы существенно подорожали: в январе рост цен по сравнению с общегодовой статистикой составил 33,9%. В феврале он вырос до 42% — в пересчете на конкретные суммы это выглядит как 7244 рубля за 1000 километров полета в эконом-классе.
Это сопоставимая цифра с летним временем, когда многие летят в отпуска. Однако динамика цен выросла непропорционально: для сравнения, с января по февраль прошлого года они выросли всего на 6,2%, а в позапрошлом — на 2,5%.
По словам источников из авиакомпаний, такая тенденция действительно есть, однако все традиционно зависит от ряда факторов — сезона, расстояния, загруженности бортов, цен на топливо, техобслуживания и других ситуативных моментов. На одни направления цены действительно выросли (например, Барнаул, Грозный, Благовещенск и Мурманск), на другие снизились или не изменились — как в случае Владикавказа, Нижнего Новгорода, Кемерово и Сыктывкара.
Почему авиабилеты дорожают — мнение экспертов
Независимый аналитик по экономическим вопросам и основатель телеграм-канала Angry Bonds Дмитрий Адамидов высказался лаконично: «Авиация всегда действует таким образом, что с пассажира берется ровно столько, сколько он может заплатить. Динамическое ценообразование — цена повышается, но как только пассажир начинает отказываться от поездки, она чуть-чуть снижается. Такой процесс нормальный, он каждый год повторяется — как снег зимой».
Как рассказала «Ямал-Медиа» руководитель турагенства Fun&Sun «Беляево» Эльмира Ахвердиева, по сути авиабилеты по России сейчас стоят даже дешевле, чем перед новогодними праздниками в конце 2023 года — однако роста цен действительно стоит ожидать. Причины: инфляция, курс валют, который в принципе нельзя спрогнозировать, и государственные субсидии, которых стало чуть меньше.
С рынком зарубежных авиаперелетов ситуация немного другая: объем рынка по сравнению с 2023 годом увеличился примерно на 20%, по-прежнему работает раннее бронирование — это позволяет авиаперевозчикам немного тормозить рост цен по всем направлениям.
По мнению главреда портала Avia.ru Романа Гусарова, данным Росстата следует доверять с осторожностью: «Они основаны на мониторинге цен, мониторинге предложений, но не на реальных продажах. Как мы знаем, есть дорогие билеты, а есть дешевые. И не факт, что все покупают дорогие. В январе-феврале, по большому счету, самолеты летают полупустые, а билеты покупают по средним и низким тарифам». Исходя из этого он предположил, что реальность сильно отличается от данных Росстата — поэтому следует дождаться отчетов за первый квартал от авиакомпаний.
Однако он также отметил и снижение субсидирования, и рост цен на керосин, и проблему лизинга и санкций: «Рост есть, но не 40 процентов, как утверждает Росстат».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».