Привет, Дзен!
Высокие технологии плотно засели в обычной жизни - даже реальность успела стать виртуальной и дополненной. А чем эти реальности отличаются друг от друга? Какие задачи выполняют? Где используются и как развиваются? Всё это мы и разберём в сегодняшней статье.
Виртуальная и дополненная реальности - в чём отличие?
Для начала определимся с разницей двух реальностей:
- виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) заменяет настоящую, простой пример - шлем с игрой; её особенность - в контакте с виртуальным миром через слух, зрение и возможность "потрогать" предметы;
- дополненная реальность (Augmented Reality, AR) добавляет в настоящее окружение виртуальные элементы; например, у IKEA есть приложение с 3D-моделями мебели, которые человек может расставлять на поверхностях вокруг себя - для этого задействуется камера смартфона.
Первая заменяет обычную реальность, вторая - дополняет её. Логика понятна из самих названий этих технологий.
В историю углубляться не буду, опишу лишь старт обеих технологий. Виртуальная реальность впервые была показана как проект "Сенсорама" - устройство, похожее на игровой автомат, показывало серию фильмов с настоящими эффектами в виде запахов, шума и ветра. А дополненную реальность в 1997-ом году ясно объяснил исследователь Рональд Разума - она "совмещает виртуальное и реальное, взаимодействует в реальном времени и работает в 3D" (источник - Вики).
Как работают VR и AR?
У технологий много общего и они дополняют друг друга, но часто используют разные наборы гаджетов. Что для VR, что для AR доступно много различных применений.
- Устройства VR
Для полноценной виртуальной реальности нужен как минимум шлем - он позволяет запускать само VR-пространство и видеть всё происходящее в нём. К нему плюсуем контроллеры - с их помощью можно управлять элементами пространства и дотрагиваться до них, гарнитуру - через неё воспринимаются все звуки, а также датчики и сенсоры - они определяют положение человека в пространстве. В отдельных случаях для VR даже специальная одежда есть!
Есть и пример попроще - те же очки VR со слотом для вставки смартфона, он заменяет в них экран. Игровые шлемы умеют работать с ПК и игровыми консолями - всё зависит от конкретной модели, а ещё им нужна настройка игровой площадки - человеку с таким гаджетом на голове нужно перемещаться по комнате свободно и желательно не врезаться в стены. Есть и независимые шлемы, на своей системе и для конкретных задач. Применений VR много, и все они разные.
- Устройства AR
С дополненной реальностью всё проще - из гаджетов часто достаточно смартфона с камерой. Смешные маски для лица в социальных сетях, виртуальная примерка одежды, даже популярная игра Pockemon Go AR- все они помещаются в одном смартфоне и дополняют обычный мир виртуальными элементами. Но есть и примеры в виде очков - например, новые Apple Vision Pro умеют работать и с VR, и с AR одновременно.
Виды VR и AR
У обеих реальностей есть несколько разновидностей:
- виртуальная реальность может быть собой и при полном погружении - с гаджетами для органов чувств, и без него - иногда хватает лишь картинки и звука, как в шлемах с возможностью вставить в них смартфон;
- у дополненной реальности три основных типа: безмаркерная - условный AR-элемент выводится на ближайшую удобную поверхность, маркерная - считываются метки камерой смартфона (QR-код как пример) для появления элемента на экране, проекционная - элемент выводится в качестве проекции на экран очков.
Где используются VR и AR?
Игры - это небольшая часть возможностей VR и AR. Сейчас обе технологии применяются во многих привычных сферах обычной жизни:
- в медицине VR и AR нужны для обучения студентов и составления плана операций с помощью виртуальных моделей - в виртуальном мире можно детально изучить многие тонкости; обеими технологиями пользуются медицинские специалисты разных областей - хирургии, стоматологии, офтальмологии, психиатрии и т.д.;
- в образовании технологии используются как склад с информацией, из которого можно вытянуть те же модели для детального изучения - так проще понять, из чего они состоят и как работают; таким методом можно обучаться на расстоянии;
- производство без VR и AR тоже не обходится - с их помощью можно выявлять проблемы при создании продуктов и согласовывать огромные проекты ещё до этапа реализации;
- технологии нужны и в строительстве - с их помощью моделируются объёмные здания и сооружения, на этом этапе их можно спланировать и подкорректировать;
- для развлечений VR и AR тоже используются часто - например, для виртуальных концертов; артист, который вряд ли бы приехал в определённый город с туром, может дать виртуальный концерт для всех и сразу; ну и метавселенные - в таких виртуальных мирах люди могут взаимодействовать друг с другом;
- для торговли обе технологии используются, например, в виде виртуального магазина - примерить вещи на себя или разглядеть какой-либо предмет со всех сторон можно не выходя из дома;
- можно быть и "туристом на удалёнке" - виртуально смотреть на красоты разных стран и быстро перемещаться между ними прямо с дивана.
Из этого становится понятно, как будут развиваться VR и AR в будущем: у людей уже есть запрос на виртуальные встречи с друзьями, будет больше возможностей для медицины в хирургии и терапии, а дополнять друг друга виртуальная и дополненная реальности будут только сильнее и в различных сферах.
Надеюсь на вашу поддержку в виде подписки на канал и лайка статье - это помогает каналу развиваться!
Приглашаю вас на мои каналы Telegram и YouTube.