«Их много было, самых разных, Колоколов моей земли». Из сборника «Сказание дней», Лениздат, 1983 год. «Колокола». Вячеслав Кузнецов.
Здравствуйте, дорогие друзья и гости нашего канала!
Именно так решили начать наш сегодняшний очерк, посвященный одному из самых древних средств массовой информации, который существует и по сей день – колоколам. До посещения музея, о нем будет чуть ниже, мне казалось, что я знаю все, ну почти все, про эти «поющие» изделия, и в целом удивить меня чем-то новым не получится. Очень сильно ошибалась.
Колокола делают не только разных размеров, но и из различных материалов. Об этом нам всем известно. А также отличаются они по назначению. Самые распространенные – это церковные, настольные, дверные, оркестровые. О применении колоколов в других сферах деятельности я даже не задумывалась.
Начнем, пожалуй, с театральных колокольчиков. По утверждению некоторых исследователей, впервые звук колокольчика раздался в начале театрального действа на первой постановке пьесы Уильяма Шекспира «Буря». Было это на рубеже XVI – XVII веков. Возможно, с тех же времен колокольчик стали использовать и для привлечения внимания гримеров или прислуги.
Корабельные колокола. История их использования в морском деле также уходит в далекую эпоху парусников XVI века. И почти три столетия благодаря колоколам определялся ежедневный уклад жизни мореплавателей. С помощью их предупреждали о надвигающейся непогоде или тумане, а также в случае гибели корабля.
Пожарные колокола. По мнению все тех же исследователей, может и не тех же, основная функция колокола – сигнальная. Еще в первые века Руси существовали устройства для экстренной подачи звуковых сигналов, это были деревянные и металлические доски – било. Позже их сменили колокола, которые предупреждали не только о пожаре, но и в случае набега врагов. Дабы не вносить сумятицу среди населения, с какой целью звонят в колокола, в 1668 году царь Алексей Михайлович Романов лично составил звуковую набатную сигнализацию, которая извещала жителей о пожаре и собирала силы для его тушения.
Станционные колокола. Служили для передачи сигналов и для пассажиров поезда, и для экипажа. Было всего три вида сигналов:
- один удар – прибытие поезда на вокзал;
- два удара – пассажиры должны приготовить свои билеты;
- три удара – отправление поезда.
В наши дни станционный колокол – это, скорее всего, уже раритет, о котором мало кто вспоминает.
Упряжные колокольчики. Самые ранние из них относятся к концу XVIII века. Их подвешивали под шеей лошади, на постромках по бокам лошади, на повозках или санях. Но чаще всего местом для его крепления в России служила именно дуга. Однозначного названия они не имеют, поэтому могли называться поддужными, ямскими, дорожными или упряжными.
Среди экспонатов нашлось место также кузнечным колокольным изделиям, рыбацким и школьным колокольчикам. Но основное место, конечно же, отведено церковным.
В музее представлен огромный материал по истории самих колоколов, в том числе и технологиям колокольного литья в России и других странах. Можно узнать и о различных приемах звонарного мастерства. Особое место занимает история валдайского колокольчика.
Собрано также много информации о крупнейших коллекционерах, исследователях и о наиболее известных изготовителях и настоящих мастерах, которые вручную делают колокольные сувениры.
И, конечно же, нельзя оставить без внимания сувенирные изделия, заказные и подарочные отливки. Изготовлены они из различных материалов: стекла, металла, фарфора, глины, пластмассы. Сигнальная функция у таких колокольчиков, как вы понимаете, уходит на второй план.
Еще немного о сувенирных колокольчиках в видеоролике ниже по ссылке 👇
Собрана вся эта коллекция в Музейном колокольном центре (Валдай). Место очень интересное, так как здесь можно не только увидеть сам колокол, но и узнать о семье, в чьей мастерской он изготавливался, а также почитать небольшой рассказ о мастерах.
Но и это не все. Рядом, всего в нескольких шагах, находится еще один музей, посвященный колоколам. Да, именно это миниатюрное здание, в котором расположен музей, является к тому же дворцовой церковью императрицы Екатерины II.
Построено строение по проекту архитектора и очень интересного, одаренного человека – Николая Александровича Львова, излюбленной архитектурной формой которого была ротонда. Вот и Екатерининская церковь возведена в такой же форме.
В музей мы, к сожалению, не попали, так как уже шла здесь экскурсия. Поэтому мы и пошли в соседнее здание, в котором задержались на долгое время. Но надеемся, что в следующий приезд получится посетить, потому как в этом музее можно не только увидеть, но и услышать как звучат разные колокола.
Сам Валдай – удивительное место. Городок хоть и небольшой, но интересен своим расположением, на берегу большого лесного озера Валдайское. Зеленый, холмистый и виды, соответственно, на воду отовсюду. Но об этом и других достопримечательностях Валдая чуть позже.
Были мы в Валдае прошлым летом. Город оставил приятное впечатление. К тому же ведется благоустройство его центральной части. Некоторые улицы были еще перекопаны, поэтому это создавало некоторые неудобства. Но, хочется надеяться, да и увидеть в скором времени, что результат все же будет того стоить.
Спасибо всем за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, будем рады комментариям.