Святослав Тювяков — первокурсник Псково-Печерской духовной семинарии. Мы поговорили с ним о том, как он попал в это учебное заведение, что происходит за его стенами и обсудили, чему и как обучают будущих священнослужителей.
Расскажите о себе: чем вы занимались до семинарии и как выбрали этот путь?
Мне 28 лет. Я вырос в Пскове. Учился в 4 лицее, затем уехал учиться в Санкт-Петербург. 6 лет работал в ресторанной сфере. Поступил на геолога-разведчика в горный университет, но не доучился. Работал также в торговле. Какое-то время странствовал по всей России и, наконец, вернулся в Псков.
Моя бабушка с острова Колпина, она часто ездила в Псково-Печерский монастырь, а отец хорошо общался с настоятелем церкви Иоанна Богослова — все было со мной рядом, но я был от этого далеко, был вообще человеком невоцерковленным.
Однажды ноги сами привели меня к храму Василия на Горке. Что-то в тот момент, можно сказать, изменилось в сознании, и я позволил этим чувствам войти в мое сердце.
Потом я начал помогать в Троицком соборе. Я не собирался так быстро поступать в семинарию, но события закрутились внезапно: познакомился с одним семинаристом, потом с другим, потом еще с кем-то; съездил познакомился с ректором, посетил день открытых дверей. Бах-бах-бах — и я начал учиться с этого года в семинарии.
«Для меня главным открытием стало явление синергии, сотворчества между Богом и человеком и то, насколько явно оно проявляется в моей жизни.
С того момента, как я принял решение встать на путь духовного служения, я чувствовал, что на каждый сделанный мною шаг к Богу Господь делает мне навстречу Свой встречный шаг. Иногда это был не один шаг, а сразу несколько.
Например, я начал встречать семинаристов задолго до моего поступления в семинарию, причем в местах, где совершенно не ожидал их встретить.
<...>
Люди и события вокруг явно давали мне знать, что я на верном пути» (комментарий Святослава в сообществе Псково-Печеской духовной семинарии во ВКонтакте).
Что нужно для того, чтобы поступить в семинарию? Каковы требования к абитуриенту?
В первую очередь, конечно же, требуется быть православным христианином. Нужно быть, в данном случае, мужского пола, просто потому, что у нас нет регентского отделения. Также не иметь канонических препятствий к рукоположению: это, например, тяжкие преступления или серьезные психические заболевания.
Далее уже все зависит от человека.
Псково-Печерская духовная семинария базируется на светской теологии. Это государственный формат. И у нас есть два направления обучения: собственно теология и подготовка служителей религиозного персонала. По первому направлению мы получаем светский диплом государственного образца, по второму — внутренний церковный диплом. Если ты поступаешь на первое направление, то ты должен сдать ЕГЭ, а также внутренний экзамен по богословию — основы православной веры, знание наизусть некоторых молитв, гимнов, знание Писания и богослужений.
Если ты поступаешь не по ЕГЭ, то нужно сдать вступительные экзамены. Мы приезжали в семинарию на 3-4 дня, за эти дни сдавали русский язык, историю, писали сочинение на богословскую тему и сдавали экзамен по богословию, о котором я уже говорил.
А каким образом можно подготовиться к экзамену по богословию?
Конечно, многое приходит на практике: гораздо лучше посещать богослужения, еще лучше, если ты парень, алтарничать, то есть помогать в алтаре, следить за богослужениями, вникать.
Все остальное можно изучать на курсах. Существуют курсы общей катахизации, лично я проходил онлайн-курсы Данилова монастыря в Москве по основам православной культуры, а на это накладывал уже самостоятельную подготовку.
Есть еще замечательная книжка, ее, наверно, многие знают — «Закон Божий» Серафима Слободского. Это учебник, выпущенный еще в 60-х годах, и по нему даже в Московской духовной академии частично составлен экзамен.
Каковы ваши впечатления о Псково-Печерской духовной семинарии?
Без какой-либо лести могу сказать, что мое удивление было и остается, и еще долго будет оставаться, потому что это заведение создано с огромной любовью, пропитано заботой везде.
Несмотря на то, что жизнь семинариста не назвать расслабленной (у нас очень много учебы, огромное количество занятий, в свободное время мы привлекаемся к послушаниям, график напряженный), но любовь и забота очень чувствуется.
Об этой любви еще Иоанн Крестьянкин говорил, об этом говорил и Владыка Тихон (Шевкунов), и сейчас эту традицию продолжает Владыка Арсений.
У нас все замечательно, начиная от быта и заканчивая обучением и какими-то внутренними процессами. Здесь действительно хорошо. Как дома.
Чему вас обучают на первом курсе? Из чего состоит ваша учеба?
Мы изучаем Священное Писание Нового Завета, Ветхого Завета, отдельно изучается библеистика — наука о том, как нужно изучать тексты Библии, если совсем просто, научный подход к изучению Библии: происхождение текстов, авторство, подлинность. Также мы изучаем латынь, русский язык, церковнославянский язык, литургику, английский язык, культурологию. Очень много предметов.
Почему их так много? Просто у нас существует государственный формат, на котором основывается теологическое направление, к этому формату добавляются отдельные форматы, которые должны быть в семинарии плюс отдельные дисциплины, которые преподаются только в Псково-Печеской духовной семинарии, к примеру, пасторский опыт псково-печерских старцев.
Опишите ваши типичный день в семинарии.
У нас нет регламентированного времени подъема, самое главное, что в 7.30 мы должны присутствовать в семинарском храме на утренних молитвах. В 7.30 мы молимся, в 8.00 мы завтракаем, с 8.00 до 9.00 кто-то приводит себя в порядок, кто-то дежурит на территории семинарии — прибирает коридор, например. С 9 у нас начинаются пары, до 13.20 мы учимся, затем идем обедать, с 14.00 снова пары до 17.00. Если каких-то пар нет в это время, то занимаемся самоподготовкой.
В свободное время после пар кто-то у нас ходит заниматься в семинарский хор, кто-то помогает где-то в монастыре, если нужно поработать с растениями, разгрузить что-то. Но основное, конечно, учеба — мы все время учимся, учимся, учимся.
Иногда у нас проходят большие молодцы мероприятия, например, форум «Истоки» летом, а недавно на 3 недели к нам приезжали дети из Белгорода (5-8 класс). Мы проводили с ними разные мероприятия: беседы, игры, сценки, смотрели кино и обсуждали. Я после пар до самого вечера нянчился с этими детьми.
Есть ли у вас домашняя работа? Что обычно задают?
Конечно, все это есть, поскольку внутреннее устройство нашей образовательной деятельности институтское. Есть разные домашние работы: готовимся к семинарам, мини-конференциям. И, разумеется, характер домашней работы зависит от дисциплины. Если нужно готовиться к культурологии, то мы смотрим фильмы, читаем книги, затем на занятии это все обсуждаем. К занятиям по истории готовим самостоятельно доклады и друг другу рассказываем.
У нас все как в обычном университете: курсовые, какие-то проекты, эссе, самостоятельные работы.
Со временем у нас появляется богослужебная практика, и мы начинаем заниматься в нашем семинарском храме. Там есть неосвященный престол, возле которого мы можем тренировать службу, как дьяконскую, так и священническую.
У нас есть регулярное алтарничество, что тоже можно назвать богослужебной практикой. Также, например, в конце первого курса в качестве богослужебной практики мы должны составить суточные службы: несколько служб, на весь день, расписать, каким образом они будут проходить и все это оформить на бумаге.
А есть ли у вас каникулы, как в светских учебных заведениях?
Да, есть, но они немного отличаются по графику. В 20-х числах декабря, в этом году 27 декабря, мы закрываем сессию и удаляемся вплоть до сочельника Крещения (18 января). Студенты могут поехать домой, а могут остаться в монастыре на послушание, но остаются единицы. После Пасхи нас тоже отпускают на неделю. Последние каникулы — летние, они длятся с 20-х чисел июня и до 24 августа, когда мы возвращаемся в семинарию и готовимся к Престольному празднику — Успению.
Кто преподает в семинарии?
Есть монахи из Псково-Печерского монастыря. На первом курсе они преподают аскетику и Новый Завет. Остальные преподаватели — часть приезжает из ПсковГУ, часть из Санкт-Петербургской духовной академии и несколько преподавателей из Сретенской духовной академии.
Успело ли у вас сложиться представление о том, каким должен быть современный православный священник?
Нет, наверно, такой образ у меня не сложился. Я отвечу почему. Мне кажется, чем хороша православная церковь — здесь жестко контролируются только основные догматы веры, сам фундамент, а дальше уже открывается некая творческая свобода.
Каждый наш преподаватель, каждый священнослужитель, которых я встречал, настолько пестрые и разные! И, на мой взгляд, именно эта пестрота и позволяет выполнять главную функцию церкви.
Есть прекрасные батюшки, которые работают с молодежью, и они очень открытые, они светятся. Но при этом есть отцы, которые занимаются более практическими задачами, и у них уже будет другой характер, другой строй ума. Для разных задач нужны различные батюшки.
Есть еще хороший пример. У нас в семинарии уже на первом курсе практически каждый студент нашел себе занятие по душе. Кто-то поет, кто-то занят административными вещами, и так церковь находит людей по их способностям.
Каким священником хотели бы стать вы?
Наверно это будет звучать как-то слишком обще, но хотелось бы возрасти в любви к людям. Для меня примером являются такие старцы, как Иоанн Крестьянкин, отец Иоанн Миронов. Смотря на них, я вижу эту беспредельную любовь, и эту любовь они не потеряли, пройдя через лагеря, через допросы, пытки, трудности жизни. Мне хотелось бы эту любовь приобрести и затем ее не потерять. Все остальное вторично.
Фото из социальных сетей Святослава Тювякова.
Беседовала Татьяна Стрен.