Найти тему
EduDrain

Легенды и быль Марсового поля. Часть I.

Оглавление
На заднем плане: Катальные горы на Царицыном лугу. Литография. Карл Петрович Беггров (с рисунка Карла-Фридриха Сабата и Самуила Петровича Шифляра). 1820 гг.
На заднем плане: Катальные горы на Царицыном лугу. Литография. Карл Петрович Беггров (с рисунка Карла-Фридриха Сабата и Самуила Петровича Шифляра). 1820 гг.
— Вам известно, Сергей Львович, что особенного на ярмарке в эти святки? — спросил вдруг Саша, подходя уже к Левицкому. Ему показалось, что Лядова не могла затеять этот разговор просто из нелепой шутки.
— Ничего необычного! — улыбнулся Левицкий, глядя поверх очков на смешного юношу. — Ведьмы, лешии, русалки, чародеи и гадалки…

Эмиссары, 2024.

Завязка...

В начале XVIII столетия на месте Марсова поля было болото. Еще при строительстве Петербурга здесь пропадали люди. Скорее всего, они тонули в болоте. Но позже там пропало и несколько городовых. Легенда гласит, что когда они патрулировали улицу, одному из них послышался смех, всплеск воды и какие-то странные голоса. Городовой решил посмотреть, что это за голоса, однако назад больше уже не вернулся...

В Российской Империи

До начала Великого поста ярмарки, особенно в выходные дни, развлекали народ от мала до велика. Еще при Екатерине II площадь перед Адмиралтейством была вымощена, и самые известные ярмарки располагались там и на Марсовом поле. Императоры Павел I, Александр I и Николай I отдавали предпочтение военным смотрам. При них Марсово поле вытоптали на смотрах до такой степени, что народ Петербурга одно время стал называть это место Сахарой. Граф Панин в свое время язвил, что любовь к строю пропадет только с рождением в династии императора-калеки. Жуковский, занимавшейся воспитанием Александра II, считал, что парад — это «царская игрушка, которая неприлична царю».

Старый николаевский лакей, смотря на молодежь, частенько махал обреченно рукой и вздыхал:

«Был бы Командур сейчас… Командура на вас нет…».

Прислушался ли Александр к Жуковскому или сам был не фанат военщины и строя, однако после смерти Командура (примерно с 1873 года) Царицын луг снова разрешили использовать под гулянья: балаганы, карусели и прочие масленичные и пасхальные увеселения. О том жителей информировали местные газеты, в частности, «Северная пчела», подробно рассказывая и о подготовке к гуляньями и об инцидентах, коих было немало: от сгоревших шатров и балаганов, до замерзших пьяных или затоптанных людей, которых находили наутро еще со времен Екатерины Великой.

С 1898 года балаганы переместились с Марсова поля на Преображенский и Семеновский плацы, подальше от центра города. Марсово поле, особенно в период правления Николая II, снова стали использовать только для военных парадов.

Чернецов Г. Г. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге 1837 г. Пост. в 1922 из ГЭ; ранее (с 1840) - в Зимнем дворце (личные комнаты Александра II), приобретена у автора Николаем I для подарка наследнику.
Чернецов Г. Г. Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге 1837 г. Пост. в 1922 из ГЭ; ранее (с 1840) - в Зимнем дворце (личные комнаты Александра II), приобретена у автора Николаем I для подарка наследнику.

Время ярмарочных гуляний

Кто не бывал на праздничных ярмарках, тот не знает России. Зимой гуляли от Рождества до самой Масленицы, а весной — на Пасху. Самые грандиозными гуляниями были Масленичные, так как проходили они перед Великим постом и в ту пору, когда было просто организовать самые веселые забавы — катания с горок, на катках, дрожках, санках; колядовали на святках, ходили ряжеными; играли в снежки, крепости и прочие зимние увеселения. Ведь зимы были длинные и холодные.

Строились развлекательные ярмарки недели за две-три до начала празднеств. Сооружения эти были хоть и временными и разбирались после сезона гуляний, внешне представляли солидно организованное и обширное по площади пространство.

Здесь сколачивали купеческие лавки, продавалось съестное и предлагался чай, а то и что покрепче. Иногда лавки походили больше даже на чайные домики или магазины, в которых были порядочные столики, витрина, курились самовары и вкусно пахло хмелем и медом. В торговых рядах обосновались ремесленники. Безделушки, платки, варежки, кушаки — чего тут только не было.

Рядом с торговыми и съестными рядами через небольшую площадь строили балаганы для цирковых или театрализованных представлений. Балаганы были от шатровых, больше походивших на шапито, до дощатых, сколоченных из крупных досок хвойных пород и ящиков из-под чая. Крыши таких покрывали либо полотном или мешковиной, если хозяин был менее состоятельным, либо горбылем, если хозяин был побогаче. Наружные стены сплошь обклеивали афишами. В то же время стали появляться рекламные цилиндры или тумбы, как те, что ставили теперь у театров.

Балаганы строились не абы как, а с привлечением строительных подрядов, под руководством театральных плотников и под надзором архитектора от округа путей сообщения. Перед балаганом располагался приличный помост-раус для выступления зазывал, которые кричали, а то и лицедействовали, да порой так искусно, что на них собиралось поглазеть больше народу, чем в иной балаган.

Балконы и крыши таких балаганов были особым и важным местом. Там выступали паяцы. Пластика некоторых поражала мастерством. Бывает некий Петрушка так душещипательно играет и размахивает руками, а потом так низко свесится с перил вниз головой, что кажется будто его тело сделано не из костей, а из тряпки. Так висит и болтается из стороны в сторону, как маятник, вызывая восторг и трепет публики, которая будто и ждет и одновременно боится, что Петрушка свалится на землю и расшибется.

Б. Кустодиев. Балаганы. 1917 г. На этой картине как раз очень хорошо видно и помост с зазывалами, и балкон с перилами. Такие картины — огромная находка для писателя. Можно приблизить и рассмотреть одежду, ткани...
Б. Кустодиев. Балаганы. 1917 г. На этой картине как раз очень хорошо видно и помост с зазывалами, и балкон с перилами. Такие картины — огромная находка для писателя. Можно приблизить и рассмотреть одежду, ткани...

Внутри балаган был устроен вполне как миниатюрный театр кустарного пошиба: имелись ложи, партер для взыскательных посетителей и галерка — для третьесортной публики, не брезговавшей полузгать семечки и поплевать кожурой во впереди сидящих зрителей, что нередко заканчивалось потасовкой.

Пьеро, Арлекин и Коломбина долго оставались основными образами первой половины XIX столетия, заимствованными, как опера и балет, из итальянской культуры (на фото ниже Нижинский в «очаровательном стиля периода бидермейера» костюме Арлекина в балете «Карнавал»). Да и сами владельцы балаганов были иностранцами. Но уже в середине века они все больше напоминали русских персонажей — Петрушку, Солдата и Матрешку, по совпадению характеров. Хотя последние трое все время присутствовали в постановках уличных театров, в частности кукольных и в особенности не столичных.

А. Клима. Вацлав Нижинский. 2024 г.
А. Клима. Вацлав Нижинский. 2024 г.

Помимо таких балаганов ярмарка пестрела развлечениями на любой вкус: факиры, фокусники, вольтижеры и канатоходцы, дрессированные медведи, комедианты, гадалки и куражные цыгане. То там, то тут можно было наткнуться на балалаечника или гармониста. Где-то звенела гитара, а рядом уже весело и бойко гудели трубы, стучали барабаны, тарахтели трещотки, свистели дудки и деревянные водяные соловьи.

С двадцатых годов появились первые «косморамы» и «панорамы». Диафильмы показывали достопримечательности, в основном, европейских стран, но предлагалась и экзотика. Памятные события, великие личности, поразительные для русского взора пейзажи — все это предтече синематографа пользовалось огромной популярностью не только простого люда, но и статусных посетителей, получавших удовольствие от ярмарочного «кровосмешения» с народом. Новогодняя пора полнилась чудесами. В это время русские цари даже давали «мужицкий бал», на который тысячи простых людей приходили в Зимний дворец есть, пить, веселиться и получать елочные подарки, умудряясь при этом не стащить ни единой ложки.

Немного в стороне от пира для души и желудка возводились огромные «русские горки» для пира телесного, о котором иностранцы отзывались с особенным восхищением. Виже-Лебрен писала по этому поводу о своих впечатлениях: «Невзирая на прежестокую стужу, они [русские] устраивают катание на санях, как днем, так и ночью при свете факелов. В некоторых кварталах сооружают снежные горы и по ним с бешеной скоростию скатываются вниз, впрочем, без малейшей опасности, поели́ку нарочито приставленные люди сталкивают вас сверху и принимают снизу». Катальные горы часто сооружались и на окраине Петербурга — в Екатерингофе и на Крестовском острове, «которые простоят всю зиму и во всякое время будут открыты для публики».

Наиболее самобытное и динамичное слово в искусстве относительно ярмарок, на мой вкус, было высказано художниками «Русского балета» Дягилева. На эту тему есть довольно подробная статья на канале.

А. Бенуа. Эскизы костюмов к балету «Петрушка».
А. Бенуа. Эскизы костюмов к балету «Петрушка».

Именно этот балет лег в основу эпизода на ярмарке как раз на Марсовом поле 1862 года, описанном в моей книге "Эмиссары". В художественных целях ярмарка проходила в этот год именно там. Предлагаю небольшой отрывок из книги:

Мари, ожидая билеты, за которыми пошел Константин, с интересом смотрела на разогрев публики, исполняемый неким Федотом Бужениновым — как он сам себя с гордостью величал. Лохматый, бородатый и грубый мужик, он вдруг совершенно преображался, как только начинал играть с публикой.
— Продавай штиблеты, покупай билеты! Смотри Федоту в рот, а не наоборот! — кричал Буженинов, и из под его будто отлитых из чугуна черных, густых, формованных усов валил пар. Или: — Не пучь глаза, купеческая краса! Господин князь, в балаган залазь!
Мог он мгновенно придумывать подобие эпиграмм, подмечая особенности человека в толпе и либо его возвеличить, либо опозорить на «всю Ивановскую». Не страшился он ни чинов, ни полиции — мог и по городовому пройтись, вызывая угрозу его огромного, как кувалда, кулака и добродушный смех.
— Ложись назем, городничего везем! — вопил Буженинов, бессовестно засовывая под косоворотку мешок, чтобы состряпать себе большое пузо.
На крыше показался паяц с бледным, словно обсыпанным мукою, лицом, на котором неловко были криво начертаны брови. Большой нарисованный рот изображал скорбь. На голове сидел не то колпак, не то шапка мономаха с бубенцом на хвосте; рукава рубахи свисали длиннее рук; на ногах — мешковатые бурые штаны. Он подражал движениями крикам Буженинова, а потом неловко перекинулся через перила и повис на одной руке. Толпа ахнула. Мари испугалась за несуразного Петрушку.
Вдруг рука его соскользнула, и он плюхнулся на террасу. Из балагана выскочил Арап и принялся колотить и добивать несчастного юродивого подобием огромной дубинки. Затем он схватил его за сапоги и поволок внутрь. Народ галдел, а Мари почему-то не могла никак понять, упал ли он все-таки нарочно или свалился по-настоящему. И как жестоко Арап тащил его за ноги!
Эмиссары, 2024.

Мы очень далеко ушли от той эпохи. Архитектурный ландшафт, даже в наиболее сохранном благодаря плотной застройке центра Санкт-Петербурге, был ощутимо покорежен и временем, и событиями (ВОВ), и халатными чиновниками советских и текущих времен. Писателю, создающему художественное произведение о том времени, приходится нелегко. Полотно приходится собирать по крохотным кускам, где даже сантиметр сохранившейся штукатурки может помочь вдохнуть жизнь в целую сцену. Чем-то сродни работе реставратора или археолога.

Так, маленький эпизод с Бужениновым был навеян ярким воспоминанием о ярмарочном пройдохе Шаляпина, занявшим у последнего ровно два коротких предложения. Но мастерство передачи эмоций Шаляпиным оказались тем кусочком штукатурки, по которому вышло нарисовать целый кусок композиции.

Продолжение... Вторая часть.

Список использованной литературы:

  1. Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795–1801.
  2. Жуковский В. Л. Дневники. СПб., 1901.
  3. Газета «Северная пчела» от 9 января 1826 г.