Обратите внимание – не от горя, а от печали. Тут разница. От горя избавиться невозможно – так устроена эта жизнь. А от печали, даже от большинства печалей – вполне возможно.
По этому поводу хороший совет дал преподобный Никон Оптинский:
«Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому».
Итак, что является источником большинства наших печалей? А именно это – привязки сердца.
Мы привязываемся буквально ко всему, собственно, это является главным мотиватором наших действий.
Но – увы! – такое наше состояние будет являться для нас постоянным источником для печали. Это неизбежно и неустранимо.
Если разобраться по существу, то наши сердечные привязки можно разделить на три вида. Мы привязываемся:
- к мечтам и намерениям;
- к вещам, предметам и действиям;
- к людям.
Давайте разберем последовательно.
Наши мечты и намерения - это мотиваторы наших действий. Но – увы! – (а мудрые люди считают, что к счастью) – они далеко не всегда исполняются.
Бьемся, бьемся – а толку нет. И, разумеется, по этому поводу мы начинаем сокрушаться и печалиться.
Печалится именно «привязчивое сердце». Увы – мы не можем просто делать, нам всегда важен результат. Мы забываем, что результат – это по сути своей, дело Божье. Наше дело – делать. И делать с полной выкладкой сил, но, не загадывая наперед – и как правило – со стопроцентной уверенностью, что из этого выйдет.
Мы же как правило – всегда наоборот. Мы не только делаем, у нас еще в голове готов и результат наших дел. И малейшее отступление от этого «результата» повергает нас в печаль. А то и в гнев и уныние.
То же самое – привязки к вещам, предметам и действиям.
У нас любая царапина на машине вызывает порой гнев и ярость, не говоря уже о печали. Что там говорить о том, когда эта машина разбита всмятку или сгорел дом или еще что-то еще случилось с нашими «заработанными кровным трудом» вещами…
Увы – сердце, сердце!.. Ты зачем так привязано ко всему земному? Все это рано или поздно станет прахом, и на тот свет не пойдет за тобою…
А наши любимые занятия? Одна угроза их неисполнения уже повергает нас в печаль и уныние.
Как же так? Я не поеду в отпуске за границу? Я не окажусь, когда так хочу этого, на даче? Я не схожу прогуляться в любимый парк?.. Я не посижу и не подергаюсь от души в паутине соцсетей?..
И опять как минимум – печалька по этому поводу.
М-да. Но переходим к самому сложному – к людям. Здесь уже все будет далеко не так просто.
Обратите внимание: преподобный Никон говорит, что привязываться не стоит не только «ни к чему», но и «ни к кому».
А как же заповедь о любви к ближнему?
«Возлюби ближнего как самого себя» - заповедь ведь эта непоколебима. А ведь любовь – это высшая степень «привязки» к тому, кого любишь? А если учесть, что ближние – это все, кто нуждается в тебе (по притче о милосердном самарянине), то ситуация вообще выглядит невозможной – сердце должно быть просто опутано максимальными привязками к людям?..
Ну что – у вас есть варианты решения этого противоречия?
А решение, на мой взгляд, лежит в плоскости той же самой любви.
Настоящая любовь, как это ни парадоксально, в максимальной степени непривязчива. Она, как известно, «не ищет своего», «все переносит», поэтому легко и непринужденно смотрит на то, что ее объекты ведут себя не так, как порой мы от них ожидаем.
Подчеркиваю – настоящая любовь, а не те возрастающие степени эгоизма, которые люди странным образом называют «любовью». Ведь именно эгоизм требует от «любви» полного совершенства и соответствия всем твоим «идеалам».
А настоящая любовь – именно непривязчива. Так, значит так, эдак – и то хорошо.
По этому поводу вспоминается хорошая сказка Г.Х. Андерсена, когда, чтобы ни сделал муж, жена все время говорила: «что сделал муженек – и то хорошо». Вот это и была настоящая любовь – на которую, увы, мало кто из нас способен.
Но как тогда быть со смертью? Со смертью любимых? Неужели даже их смерть не должна нас повергать в печаль?..
Ведь и Сам Иисус Христос скорбел и плакал, когда умер Его друг Лазарь…
Нет, здесь уже вступили в действие другие духовные законы. Речь идет не о печали, а о беде и горести, с ней связанной.
И от этого невозможно избавиться никоим способом. От печали – можно, а от беды нельзя.
Можно расчистить сердце от мелких и недостойных привязок. Теоретически можно – хотя и это будет невероятно сложно.
Но от бед, ужасов и страданий в мире, где царствует смерть – невозможно.
Будем помнить об этом. Хотя само это разграничение потребует от нас полного напряжения сил и окажется невероятно сложным.
Ну, а кто обещал, что будет легко?