В ночь на 14 апреля 2024 Иран нанес впервые в истории массированный воздушный удар по Израилю со своей территории. Почему это произошло и к чему приведет?
1. Удар по международному праву.
С древнейших времен диппредставительства считались неприкосновенными. Венская конвенция по дипломатическим сношениям 1961 года, подписанная практически всеми государствами мира, в главе 22 недвусмысленно указывает, что "помещения представительства неприкосновенны". А статья 29 говорит, что "личность дипломатического агента неприкосновенна". До сих пор все цивилизованные игроки на мировой арене придерживались этих несложных правил. А если иногда случался форс-мажор, как уничтожение американской высокоточной ракетой китайского посольства в Белграде в 1999 году, это объявлялось трагической ошибкой.
1 апреля 2024 г. впервые в истории один член ООН нанес целенаправленный воздушный удар по диппредставительству другого члена ООН - Израиль разбомбил консульство Ирана в Дамаске. Были убиты 16 человек - все дипломаты и военные советники, находившиеся в здании. Израиль не извинился, не назвал это ошибкой, а наоборот с гордостью заявил об уничтожении врагов. Иран пошел по легитимному пути - 2 апреля обратился в Совет Безопасности ООН с просьбой обсудить и осудить этот удар по международному праву. В этом случае инцидент был бы исчерпан.
2. Месть - блюдо, которое подают холодным
Россия поддержала обращение Ирана и подготовила стандартную для таких случаев резолюцию с осуждением. Но США и Великобритания, постоянные члены Совбеза с правом вето, отказались обсуждать этот вопрос, и тем более осуждать нарушение Венской конвенции. Иран после этого заявил, что оставляет за собой право самостоятельно ответить на удар Израиля в качестве самообороны. В Израиле потянулись дни мучительного ожидания. Одновременно он требовал от США и Великобритании защитить его от иранского возмездия.
Первыми нервы не выдержали у британцев. 7 апреля британский The Telegraph выступил с издевательской статьей о том, что Иран испугался Израиля и его могучих союзников. Неумные журналисты и блогеры принялись нараспев повторять эту нехитрую версию. А Иран спокойно ждал и готовился. Накануне ударов он прямо сообщил об этом соседям, включая Турцию, и партнерам, включая Россию. Так, С.В. Лаврову позвонил глава иранского МИДа Хоссейн Амирабдоллахиан, чтобы обсудить эту ситуацию. И, видимо, заверил, что удары не будут наноситься по населению и гражданской инфраструктуре.
3. Час Х
В ночь с 13 на 14 апреля случилось неизбежное - Иран провел операцию «Правдивое обещание». Удар был нанесен более чем 170 беспилотниками и 120 ракетами, среди которых были и гиперзвуковые. Большая часть была перехвачена общими усилиями Израиля, США и Великобритании, но минимум семь ракет поразили военную базу Неватим в пустыне Негев - ту самую, с которой взлетели израильские самолеты, разбомбившие иранское консульство. Удар был настолько показательным и ювелирным, что в результате никто не погиб.
Иран продемонстрировал свои возможности, заявив, что инцидент, наконец, исчерпан. Но намекнув, что если Израиль нанесет удар в ответ на ответ Ирана, следующий шаг будет гораздо более неприятный. Одновременно были раскрыты все позиции и и возможности ПВО Израиля и его покровителей. Вот тут-то уже США и Великобритания с полуоборота организовали заседание Совбеза для осуждения Ирана. Наш постпред в ООН Василий Небензя назвал его «парадом лицемерия и двойных стандартов», напомнив, что этого удара не было бы в случае международного осуждения нападения на диппредставительство Ирана.
Итог
Главный вопрос - приведет ли этот обмен ударами к большой региональной войне? Израиль сразу же после инцидента заявил о новом ударе по Ирану, но после согласования с США. А в США прозрачно намекнули, что момент неподходящий - идет предвыборная кампания, и эта война подорвет и без того хлипкие позиции Байдена. Ведь в регионе много американских баз, и они весьма уязвимы для иранских ударов.
В свою очередь, президент Ирана Эбрахим Раиси сразу после ударов позвонил В.В. Путину и обсудил сложившуюся ситуацию. Даже из скупого коммюнике видно, что Россия настаивает на деэскалации: "Владимир Путин выразил надежду, что все стороны проявят разумную сдержанность и не допустят нового витка конфронтации, чреватого катастрофическими последствиями для всего региона."
Но персы и сами не хотят войны: в прошлом году Иран вступил в ШОС и БРИКС, восстановил отношения с Саудовской Аравией, активно вписался в крупные инфраструктурные проекты - российский "Север-Юг" и китайский "Один пояс, один путь". Кому же нужна война? Пока самые заинтересованные стороны - Израиль и Великобритания.
Израильское правительство после фактического провала операции в Газе (более чем за полгода не смогли уничтожить Хамас, но убили более 33 тысяч мирных палестинцев), нуждается в переводе стрелок. Но при этом пытается столкнуть США и ИРИ. А для Великобритании это удачный случай перехватить контроль над региональными процессами у слабеющего гегемона и вновь вернуться в большую политику.
Но общий баланс сил между противниками войны и ее сторонниками пока не в пользу последних. Это показали три дня после иранского ответа, когда баталии разворачивались лишь в медиапространстве. А главным потерпевшим в итоге стала Украина, которая теперь не получит так долго выпрашиваемых американских систем ПВО - с точки зрения США Израилю они нужнее.
Уважаемые читатели! Спасибо за лайки и подписки!