По данным Генпрокуратуры, количество совершенных мигрантами преступлений в 2023 году в России возросло на 75 процентов — до 21,9 тысячи. К решению острых миграционных проблем нужно подходить комплексно, считают в Совете по правам человека: приезжие должны соблюдать законы, их дети и жены знать русский язык, а работодатели доказывать свое право на привлечение иностранных сотрудников. А если иностранец вместе с гражданством получил права, ему нужно не забывать и об обязанностях.
Не только права
Тема миграции в России остается острой: только в Москве в рейдах выявлено около 6 тысяч нарушений миграционных норм, 836 нелегалов выдворят из страны. Растет и количество преступлений, совершенных приезжими, сообщил 17 апреля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» советник президента, председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
В миграционных вопросах необходимо соблюдать существующий закон и установленные им правила, это главный тезис СПЧ, заявил Фадеев. Например, всем известны расценки на сдачу экзаменов по русскому языку. «Должностные лица фактически признают, что коррупцию здесь победить невозможно. Но это же неправильно», — отметил эксперт.
Еще одна важная тема — постановка на воинский учет. Мигранты получают гражданство России, им выдают паспорт, но на учет мужчины вставать не спешат. «Наше предложение простое: давайте организуем эту процедуру так, чтобы получение паспорта и постановка на учет в военкомат происходили в одно и то же время, за одним и тем же столом», — сказал Фадеев. По его словам, новоиспеченным гражданам России нравятся права наших людей, но у граждан страны есть и обязанности.
В квартире хуже, чем в СИЗО
«Резиновые квартиры» — еще одна старая и наболевшая миграционная проблема. Владелец жилья может зарегистрировать в нем кого угодно. При этом даже в российских СИЗО норматив площади на одного человека — четыре квадратных метра, напомнил Фадеев. А когда в квартире площадью 50 квадратных метров регистрируют сто человек, на каждого придется половина квадратного метра. Необходимо изменить законодательство и запретить регистрировать очередного человека, если количество квадратных метров на проживающих составляет меньше четырех.
Изменения необходимы и в правилах воссоединения семей мигрантов, уверены в СПЧ. Почти во всех странах, где привлекают иностранную рабочую силу, есть требование к знанию языка членами семьи. Они не могут приехать в страну, если не знают язык, и обязаны сдать экзамен. А если супруги или родители хотят работать, экзамены еще серьезнее и зависят от сферы труда. Чтобы собирать овощи и фрукты, знания могут быть минимальными, а вот работа с людьми, например сиделкой или няней, подразумевает хорошее владение языком.
Принять правила или уехать
В регионах пытаются решить проблемы по-своему: например, ограничивают сферы работы мигрантов, как в Крыму, Калининградской области или на Камчатке. А в Московской области приезжих из стран СНГ предлагают селить на стройках, где они и работают.
В СПЧ уверены, что действовать нужно иначе: миграционная политика должна исходить из конкретных хозяйственных задач по отраслям и регионам. Поможет и повышение производительности труда: сейчас в российском жилищном строительстве она в четыре раза ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции.
Также необходимо создать госреестр работодателей, имеющих право привлекать иностранную рабочую силу. Работодателям нужно будет доказать, что других вариантов у них просто нет и российских работников привлечь не удалось. Компании и организации должны обеспечить приемлемые условия жизни для мигрантов, справедливо платить за переработки и соблюдать нормы Трудового кодекса. Тогда может оказаться, что иностранцев привлекать не так уж и выгодно.
У трудовых мигрантов есть три пути, отметил на пресс-конференции викарий патриарха архиепископ Зеленоградский Савва. Они могут ощущать себя в местном сообществе гостем. Тогда и вести себя нужно соответствующе, соблюдая приличия и не требуя ничего сверх своего статуса гостя. Можно законопослушно интегрироваться в местное общество, сохранив свои семейные уклады, фольклорные традиции и религию. А если эти варианты не подходят — уезжать. «И наше общество вправе такого требовать», — уверен архиепископ.