Все мы смотрели диснеевский мультик про красноволосую русалочку Ариэль, и многие из нас мечтали покорять мировой океан, как она и как легендарный Жак Ив Кусто. Так вот, в Корее есть русалки, которые дадут фору мультяшным хотя бы в том, что почти всем им больше девяноста лет!
Крепкие ныряльщики
Прямо по улицам в Южной Корее ходят высокие мускулистые люди в гидрокостюмах, которые оказываются старушками. Приветливые морщинистые лица этих женщин обветрены солнцем и морским бризом. Таких женщин, принадлежащих к древнейшей профессии ныряльщиц за морепродуктами, называют здесь хэнэ. Ныряют старушки, хоть и в костюмах, но без акваланга, задерживая дыхание на фантастически долгое время.
Все началось с войны в Корее
Все началось в трудное военное время, которое Корея тяжело переживала в далеком семнадцатом веке. Как обычно бывает, мужчин призвали на войну, а бедные женщины остались без кормильцев, и вынуждены были взвалить на свои хрупкие плечи заботы о пропитании себя, детей и пожилых родственников.
Труд этих женщин был очень тяжелым – они вынуждены были нырять в морские воды, чтобы доставать со дна все, что попадется под руку. Такая работа требовала недюжинной подготовки, психологической выдержки, и, конечно же, отменного здоровья.
Начинают учиться хэнэ еще будучи девочками восьми лет. Сперва дети ныряют только на мелководье, учатся задерживать дыхание и ориентироваться под водой. Только в восемнадцать девушку зовут теперь уже «новорожденной хэнэ», и ей позволяется выходить на промысел с опытными покорителями океанских глубин.
Опытными же считаются те, кому перевалило за сорок лет. А самые почитаемые хэнэ – в девяносто лет.
Возраст хэнэ только на руку
Трудно поверить, но в этой профессии возраст – большое преимущество. Женщины с каждым годом набираются необходимого опыта, и становятся настоящими профессионалами в своем деле. С возрастом хэнэ на большее время могут задерживать дыхание, отлично ориентируются под водой, ловко вскрывают специальным ножом раковины у найденных моллюсков, и, конечно же, приобретают фантастическую выносливость. Кроме того, такие ныряния и правда очень полезны для здоровья, потому большинство хэнэ отличаются удивительным долголетием и почти никогда не болеют.
Самым пожилым хэнэ больше девяноста лет, и их ежедневная работа в море длится пять часов. Ныряльщицы всегда выходят на промысел по несколько человек, так безопаснее. Выныривая с добычей, они пересвистываются, чтобы знать, что все живы. Поднимаясь со дна с добычей, хэнэ складывают морепродукты в большую специальную сеть, прикреплённую к углу лодки, и отправляются нырять снова.
Между несколькими погружениями подряд женщины обязательно отдыхают на надувных матрацах, что качаются прямо на воде – теваках. Когда же ныряния заканчиваются, женщины плывут на берег на лодках, берут огромные корзины, и идут сортировать наловленных морских обитателей.
К сортировке присоединяется вся община, в том числе и мужчины. Промысел идет круглый год, и у хэнэ не бывает выходных. Разве что заболеет, что бывает крайне редко. Зима – время богатых протеином морских слизней и огромных осьминогов.
Весной и осенью самое ценное для ныряльщиц – агар-агар. А в летнее время море одаривает хэнэ морскими ежами и водорослями, что так богаты витаминами. Пойманное ныряльщицами идет на оптовые рынки, и приносит женщинам весьма большие деньги, потому профессия хэнэ считается очень уважаемой в общине. Но прогресс берет свое, и ныряльщиц становится все меньше. А те, кто каждый день выходят в море, становятся все старше. Тяжелые условия труда и риски не привлекают молодежь обучаться этому древнему искусству добычи морепродуктов нырянием. Матери уже не учат дочерей, надеясь, что те выберут другую работу.
Понравилась статья? Ставьте лайки и поспешите подписаться на мой канал!
Знали о такой профессии?