Статья Анатолия Масленникова на Дзене от 09 апреля 2024 года называется
"Почему российская система образования неэффективна? И как это связано с рынком труда."
https://dzen.ru/a/ZhT64PGO7FyGBqMr
Автор хочет начать дискуссию об образовании в России.
Очень рада тому, что есть человек, который связан с системой образования в России опосредованно, но хочет разобраться в трудностях ей присущих, мешающих развитию рынка труда.
Призываю всех заинтересованных в качественной подготовке молодых людей к профессиональной деятельности, высказать своё мнение по тем вопросам, которые поднимает Анатолий Масленников, а также предложить своё видение причин неэффективности системы профессионального образования, проявляющейся в реальной трудовой деятельности молодых специалистов на предприятии.
Начну с этой проблемы, так как считаю её одной из самых главных.
В системе образования любого уровня первоочередными являются два вопроса: чему учить? и как учить?
Взято в интернете в свободном доступе
Итак, на первый план выходит проблема формирования содержания образования. Эта проблема возникла достаточно давно: очевидно тогда, когда один из работодателей (в советское время это были государственные предприятия) впервые выразил недовольство владением практическими навыками профессиональной деятельности выпускников вузов. Проведено достаточно много глубоких исследований (возглавила их в 1975 году Т.Полякова), которые подтвердили существование этой серьезной проблемы и предложили ряд путей их разрешения.
Современные работодатели в последние годы вновь подняли эту проблему «на щит». Правда, тон обсуждения проблемы уже не озабоченный, а, скорее, раздраженный. Оно и понятно. Предприятие тратит теперь свои деньги на до-, пере-обучение молодых специалистов. И это им невыгодно.
Но проблема, действительно, не разрешается! И вот в СМИ, выступлениях как работодателей, так и работников вузов запестрило словечко «полуфабрикат» в адрес молодого специалиста. А значит и в адрес вуза, который выпускает этот «полуфабрикат».
Что же говорят по этому поводу ученые? Одно из глубоких и интересных исследований в области становления личности профессионала – исследование А.Фонарева (2). Ученый высказывает, казалось бы совершенно простые идеи: человек может стать профессионалом только в условиях профессиональной деятельности. Выпускника вуза ученый называет квазипрофессионалом (как бы профессионалом), которому еще предстоит стать специалистом, а затем, возможно, и профессионалом. Но для этого нужны определенные условия протекания его профессиональной деятельности и особенное к этому личное отношение.
Согласитесь, что в условиях процесса образования в вузе студент является (?) специалистом учебно-познавательной деятельности. И даже традиционная производственная практика – это для студента всего лишь одна из форм учебной работы.
Так как же быть с полуфабрикатом? На наш взгляд к этому надо относится серьезно, с пониманием существа дела. Полуфабрикат – это продукт определенного процесса, обладающий необходимыми качествами. Эти качества являются основанием того, что потребитель полуфабриката может изменить его свойства в нужном ему, потребителю, направлении. Для этого полуфабрикат надо подвергнуть адекватной потребности обработке.
Для чего же существуют специальные обучающие программы и соответствующие службы на предприятиях!
Труднее всего договориться о терминах. Выпускник вуза - это не специалист, хотя и молодой. Официально назвать его полуфабрикатом язык не поворачивается. Термин "квазипрофессионал" звучит очень непривычно. Пожалуй, может подойти термин "будущий специалист".
Но очень важно государству, вузу, работодателю договориться о тех необходимых характеристиках, которыми должен обладать выпускник вуза. Причем, за теоретическую подготовку полную ответственность должен нести вуз. В овладении практическими умениями функции должны разделиться: вуз способен сформировать сквозные умения, навыки, потребность овладевать новыми; работодатель может создать такие условия производственной практики, которые в существенной мере будут требовать от студентов личной ответственности за произведенный продукт.
В большинстве вузов, исключая созданные и создаваемые научно-образовательные центры для талантливой молодёжи, крайне медленно внедряются интернет-технологии, что существенно сужает информационное поле для студентов, препятствует обмену идеями, фактами, гипотезами.
На качество подготовки влияет и то, что студенты совмещают учебу с работой. Хорошо, если это работа по специальности. А если нет? При хорошей организации процесса образования студенты учатся и подрабатывают. В противоположных условиях они работают и «подучиваются» (термин не мой).
Практически всеми исследователями проблем профессионального образования выявляется хорошая теоретическая готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности, но слабое владение ими практическими навыками этой деятельности. И как средство, решающее эту проблему, предлагаются различные технологии организации учебно-познавательной деятельности студентов. Это технология модульного обучения (П.Юцявичене), технология коллективной мыследеятельности (И.Я.Вазина), технологии продуктивного обучения (ученые Санкт-Петербургского института продуктивного обучения), игровые технологии (А.А.Вербицкий, А.Г.Щедровицкий и др.), методика ускоренного обучения (Б.Ц.Бадмаев), технология формирования системного мышления (под руководством З.А.Решетовой), кейс-технологии, технология критического мышления и другие (1).
Но ситуация меняется мало. Более того - она ухудшается: практическими навыками выпускники вузов владеют по-прежнему плохо, и вместе с этим снижается качество теоретической подготовки. Такая устойчивость негативной ситуации в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе заставляет усомниться в том, что способ решения проблемы уже найден. Скорее всего не найдена истинная причина проблемы. Исследователи считают, что ответы надо искать в области психологических характеристик профессиональной подготовки (1).
P.S. Продолжение следует.
Литература.
1.Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М., 2004.
2.Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. – М. –Воронеж, 2005.