Найти тему

Три медведя и одна жаба.

Элиэль Сааринен в первой половине 20-ого века был одним из ведущих финских архитекторов. Он создал множество важных в градостроительном аспекте общественных зданий - вокзалы, музеи , ратуши, парламенты, церкви.

«Дом врачей» и его жаба.
«Дом врачей» и его жаба.

Практически все спроектированные им дома украшают элементы декоративной пластики. Ярким примером тому служит так называемый «Дом врачей» в Хельсинки . Выполненный в стиле финского модерна , он отличается своеобразной пластичностью общей формы и к тому же украшен превосходными образцами декоративной пластики.

Барельеф Национального музея.
Барельеф Национального музея.

Барельефы Национального музея.
Барельефы Национального музея.

На здании Национального музея,спроектированного также Саариненом , есть прекрасные барельефы , изображающие фрагменты финского фольклорного эпоса «Калевала».

Скульптура медведя на лестнице Нацонального музея.
Скульптура медведя на лестнице Нацонального музея.

Кстати, видное место в финских сказаниях и мифах занимают медведи. В архитектурных творениях Сааринена также довольно часто присутствуют скульптуры медведей. Например они украшают вышеупомянутый Национальный музей и страховое общество «Пахьола».

Медведи страхового общества «Пахьола».
Медведи страхового общества «Пахьола».

Медведи «Пахьола».
Медведи «Пахьола».

Железнодорожный вокзал Хельсинки - знаковая работа Сааринена. B 1862 году первая в Финляндии железная дорога связала Гельсингфорс (Хельсинки) с Тавастгусом (Хя-яменлинной), а в 1870 году была проложена линия до Санкт-Петербурга. Вокзалы в Гельсингфорсе и Выборге ( оба вокзала спроектировал Сааринен) стали уникальными сооружениями этого типа среди созданных в начале 20-ого века.

Гельсингфоррский вокзал ( Хельсинки) на фотографии начала 20-ого века.
Гельсингфоррский вокзал ( Хельсинки) на фотографии начала 20-ого века.

Гельсингфорсский вокзал строился с 1905 по 1914 год. Фасады вокзала украшают исполинские фигуры людей со светильниками в каменных руках. Вокзал стал одним из символов столицы Финляндии.

Исполины Гельсингфорсского вокзала.
Исполины Гельсингфорсского вокзала.

Меньший по размеру вокзал в Выборге был построен в 1913 году. На разработку проекта в 1904 году был объявлен конкурс, победителем которого стал Элиель Сааринен. Таким образом, задуман выборгский вокзал был практически одновременно с хельсинкским. Вокзал в Выборге в свое время стал самым значительным сооружением города. Главный вход бы украшен парными пилонами, на которых опять сидели любимые Саариненом гранитные медведи, выполненные скульптором Эвой Гюльден.

Главный вход Выборгского вокзала. Фото начала 20-ого века.
Главный вход Выборгского вокзала. Фото начала 20-ого века.

К сожалению до наших дней его первоначальный вид не сохранился. После войны на месте вокзала, разрушенного при отступлении советских войск в 1941 году, построили новое здание по проекту советских архитекторов.

Медведи,выполненные Эвой  Гульден для Выборгского вокзала. Фото начала 20-ого века.
Медведи,выполненные Эвой Гульден для Выборгского вокзала. Фото начала 20-ого века.

Уцелели две скульптуры медведей Выборгского вокзала. Один медведь сейчас украшает фонтан на Театральной площади в Выборге. Другой установлен в Треугольном сквере.

-11

«Сааринен» серия «Великие архитекторы», том 55, издательство «Комсомольская правда» «Директ-Медиа», Москва, 2017 год.