Найти тему
Народы, Времена, Герои

Правда об армянах и их имени

Оглавление
Здравия!

Люблю читать комментарии и подробно и обстоятельно отвечать на некоторые вопросы. Сегодня будет этот:

«Когда то армян называли закавказскими евреями... Очень похожи армяне на евреев. Особенно на Сефардов.
Кстати, у римских авторов Армянское нагорье или предгорье называлось Арминия. Что означает цветущая.
Кстати, никто из армян до сих пор не смог объяснить, почему они себя называют хачами.»
Клод Моне - "Голубой дом".
Клод Моне - "Голубой дом".

Начну с последнего.

Ха́чи

«…никто из армян до сих пор не смог объяснить, почему они себя называют хачами.»
  • Первое: сами себя они хачами не называют.
  • Второе: их так называют другие народы из числа в основном русскоязычных представителей бывшего советского пространства.

Называют же их так просто потому, что у армян есть имя «Хачик». Отсюда производное «ха́ч».

Т. е. существуют «иваны», «гансы» (или «фрицы»), «тарасики», ну и вот где-то с 90-х еще и «хачики» завелись: обычная практика давать квазиэкзоэтноним, отталкиваясь от имени, которое показалось наиболее распространенным (хотя, как правило, не такое оно уж и распространенное).

К слову, этот термин (ха́чи) я стала слышать и в самом деле с 90-х, а до того он мне не попадался. Вероятно он и в самом деле молодой.

Зато я точно знаю, что раньше его по отношению к армянам заменял «а́ры».

И он по одной версии образовался не от первого слога слова «армянин/армяне», а по другой – от слова «ара́», которое армянские мужчины используют, обращаясь друг к другу: вроде как у нас можно просто обратиться к мужчине назвав его «мужик» или «дружище».

Но потом пришел «хач» и «а́ры» исчезли из обращения.

Илья Репин -  "Пахарь" (Л.Н.Толстой на пашне)
Илья Репин - "Пахарь" (Л.Н.Толстой на пашне)

Являются ли армяне родственниками евреев?

«Когда то армян называли закавказскими евреями... Очень похожи армяне на евреев. Особенно на Сефардов.»

Причина не во внешнем сходстве (действительно имеющемся).

Внешнее сходство объясняется предельно просто: почти вся Передняя Азия, где гуще, где реже населена представителями куда более древнего, нежели евреи и армяне, переднеазиатского фенотипа, который еще называют арменоидным.

Он распространен в диапазоне от центрального Кавказа на Севере и до Аравийского полуострова на юге и Междуречья на востоке.

  • Для этого фенотипа характерна внешность в духе Фрунзика Мкртчяна, хотя это, и гротескный вариант.
Фрунзик Мкртчян.
Фрунзик Мкртчян.

Наиболее типичные признаки арменоидов (переднеазиатов), если говорить простым языком:

  • Средний рост;
  • Короткие конечности;
  • Широкая кость;
  • Широкая грудная клетка, талия и таз (но обычно с плоскими ягодицами);
  • Впечатляющая мышечная масса;
  • Длинное массивное туловище;
  • Склонность к полноте;
  • Плоский затылок;
  • Массивный череп;
  • Выпуклые, часто «печальные» глаза;
  • Пухлые губы, из которых верхняя часто выдается вперед больше нижней;
  • Скошенный лоб;
  • Несколько скошенный подбородок;
  • Массивный череп;
  • Большая ширина лица;
  • Пигментация, разумеется, в основном темная (карие глаза, черные волосы, смуглая кожа).

Правда среди армян, как и среди прочих народов распространён миф, что изначально они были светлыми: рыжими и сероглазыми.

На самом деле они изначально были преимущественно арменоидными, а арменоиды всегда были в основном темными. Но светлые армяне встречались и встречаются сейчас.

Объясняется это тем, что среди армян встречаются представители кавкасионского типа, который распространен в основном на Северном Кавказе, но и в Закавказье забредал.

Типичный пример кавкасиона – Рамзан Кадыров. Преимущественно кавкасион - Иосиф Сталин, хотя он был и темнее. Для кавкасионов средняя пигментация и в самом деле не является чем-то необычным. Но в понимании преимущественно арменоидных южан она уже воспринимается как светлая.

Думаю, представлять не нужно.
Думаю, представлять не нужно.
Коба, думаю, тоже всем известен.
Коба, думаю, тоже всем известен.

А вот найти кавкасиона среди евреев будет уже сложно, если не считать горских евреев Кавказа.

Так что внешнее сходство на родство не указывает, ибо таких «родственников у евреев – вся Передняя Азия. Типичный пример – нынешний президент Азербайджана – страны, которая в списки лучших друзей Армении занимает, наверное, не первое место: Ильхам Алиев тоже преимущественно арменоид, хотя и азербайджанец по национальности.

Ильхам Алиев.
Ильхам Алиев.

А это уже Ильхам с женой в молодости. Обоих можно смело переместить в Армению и никто не заметит, что они не местные, ибо антропологический тип обоих народов сложился задолго до того, как эти народы появились.
А это уже Ильхам с женой в молодости. Обоих можно смело переместить в Армению и никто не заметит, что они не местные, ибо антропологический тип обоих народов сложился задолго до того, как эти народы появились.

Зато при сходстве доминирующего антропологического типа евреи и армяне имеют разные доминирующие гаплогруппы, что лишний раз указывает на то, что эти народы сформировались отдельно друг от друга.

Добавьте к этому что еврейский язык относится к семитским, а армянский – к индоевропейским.

Если бы у армян и евреев было близкое родство, то либо в армянском языке был повышенный процент гебраизмов, либо в еврейском зашкаливал бы процент армянизмов.

Однако этого нет даже несмотря на то, что небольшая часть евреев, поселившихся в Закавказье, впоследствии была христианизирована и ассимилирована армянами (видимо, этих евреев было очень немного).

Исаак Исраэлс – "Две нежные подруги, Париж",
Исаак Исраэлс – "Две нежные подруги, Париж",

Психологическое родство

Прозвище же «закавказские евреи» армянами было получено за ментальное сходство, которое действительно имеется.

Оба народа любят торговлю, известны, как хорошие ремесленники, усидчивы, семейственны, обладают выраженной практической жилкой на фоне нелюбви к физической активности: сходство действительно есть.

  • Можно добавить общую любовь к джазу, науке и шахматам.

Последние два фактора, думаю, проистекают из того, что оба народа – «Народы Книги».

У Евреев она понятно какая, а у армян список был пошире, но в окружении в основном мусульманских народов и при отсутствии своей государственности, сохранение народа опиралось в основном на сохранение культуры и религии.

Бывало даже, что отдельные бедные семьи усыновляли какую-либо книгу, считая ее сохранение своей главной заботой.

Надо полагать, стратегия оказалась рабочей.

Некогда кто-то сказал, что не столько евреи сохранили субботу, сколько суббота сохранила евреев.

Подозреваю, что если бы не пристальное внимание к христианской религии, армяне давно бы ассимилировались соседями.

  • Культ книги закономерно является неплохой основой для последующего интереса к наукам, когда интерес к религии падает, а книжная сущность национальной культуры остается.
Рембрандт – "Портрет мужчины в восточном одеянии".
Рембрандт – "Портрет мужчины в восточном одеянии".

«Армения» – откуда такое название?

«Кстати у римских авторов армянское нагорье или предгорье называлось Арминия. Что означает цветущая.»

На самом деле это название намного древнее Рима и никто толком не знает, как оно переводится, ибо возникло оно так давно, что в ту пору всё скрыто в тумане.

Само слово использовалась уже хурритами, которые называли так одну из земель, на которой в будущем сформировались армяне.

Но поскольку хурритский язык современным лингвистам известен, мягко говоря, «чуточку хуже», скажем, русского и он до сих пор даже четкой классификации не получил, то понять этимологию слова «Армения» пока что невозможно.

И это еще если не считать, что хурриты и сами могли позаимствовать это слово от соседних народов.

Иными словами, слово «Армения» пока что никак не расшифровывается. Но оно распространилось на название народа «hай» в качестве экзоэтнонима и на название их страны (собственное название «Хайастан» – «страна хаев»).

Расшифровку этому слову каждый давал в меру своей фантазии. Так, наверное, главный армянский книжник Мовсес Хоренаци предполагал, что название «Армения» территория получила в честь урартского царя Арама.

Однако это вряд ли, ибо:

  • Это всего лишь допущение, характерное для раннего Средневековья, когда названия стран или народов норовили увязать с именем какого-либо героя или правителя;
  • Название появилось, скорее всего, до Арама и обозначало не всю подвластную ему территорию, а только ее небольшую часть;
  • Страны и народы почти никогда не получают название по имени правителя: чаще наоборот – славные правители потом называются по имени народа, которым правили, или который завоевали.

Объяснение М. Хоренаци косвенно свидетельствует, что к тому времени, как он заинтересовался историей своего народа, происхождение слова «Армения» успело стать загадкой уже и для самих армян.

И Мовсес, как это постоянно делали другие народы той поры, предположил, что народ был назван в честь какой-то видной личности, в качестве которой он выдвинул первого урартского царя Арама.

Бартоломеус Бренберг - "Мученичество св Стефана".
Бартоломеус Бренберг - "Мученичество св Стефана".

Настоящее имя

«Армяне» – это экзоэтноним: т. е. название, которое использует не сам народ, а его соседи и не только они.

Эндоэтнонимом (самоназванием) является «хай». Страна, соответственно – Хайастан.

Но что означает слово «хай»?

Увы, здесь ситуация похожа на ситуацию с экзоэтнонимом. Проблема в том, что армяне и в самом деле древний народ, а с этими народами есть одна проблема: ранний этап их истории почти неизвестен, в т. ч. и для них самих.

Однако отсутствие информации не избавляет людей от желания знать свое прошлое и потому, там, где нет истории, появляются легенды. И это относится и к самоназванию, историю которого людям хочется знать.

Но поскольку современная наука для людей была тогда недоступной, то даже в тех случаях, когда объяснение можно было бы найти, этого не происходило и все развивалось по одному и тому же сценарию: сочинялась легенда о великом прародителе.

Клод Моне - "Астры".
Клод Моне - "Астры".

Например, римляне сочинили себе Ромула, который якобы построил город имени самого себя. У нас – у русских – 99,9% предков которых и близко не походили ни к каким «Повестям временных лет», однажды появилась легенда, что славяне произошли от Словена, а русские – от Руса.

Чехи, соответственно – от Чеха, поляки-ляхи – от Леха и т. д. Евреи сочинили, что они от Евера, чеченцы-нохчи – что они получили имя от Ноя (в исламской традиции Нуха), и подобные примеры можно перечислять очень долго.

Армяне-хаи в стороне от общего веселья не остались и решили, что свое название они получили от имени легендарного царя-гиганта Хайка, к которому, разумеется, возводили свою родословную все местные «предельно реальные пацаны».

  • Степень реальности этого персонажа минимальна: примерно на уровне Ромула или Геракла.

Из армянского языка это название не расшифровывается и есть только разнообразные версии.

Наиболее вероятной кажется, что это название, полученное от одной из местных древних стран, которая называлась «Хайаса», и население которой, как минимум, участвовало в этногенезе армян, и не исключено, что даже было армяноязычным.

  • Это наиболее вероятно потому, что этносы и субэтносы сплошь и рядом получают имя по местности, в которой живут, а обратное происходит намного реже.

Например, на Вятке жили вятичи, по берегу моря – поморы, в Сибири – сибиряки, на Камчатке – камчадалы и даже, скажем, потомки англичан, испанцев, ирландцев и прочих, живущих в Новом свете, прозвались по имени территории – американцами.

Пауль Бриль - "Оленья охота".
Пауль Бриль - "Оленья охота".

Исконные названия народов, если их удается расшифровать, вообще предельно просты, чужды пафоса и переводятся примерно следующим образом:

  • Люди;
  • Народ;
  • Настоящие люди;
  • Говорящие понятно;
  • Живущие на земле;
  • Пасущие скот (если скотоводы);
  • Наездники (если кочевники), и т. д.

И так далее и тому подобное. К примеру, часть современных германских народов называет себя «дойч», «дойт», «дутск», и восходят эти названия к древнегерманскому слову «тьюда» – «народ». Отсюда, кстати, и тевтоны.

Названия земель тоже обычно лишены какого-либо пафоса. Если же они обладают таковым, то можно не сомневаться, что это не оригинальное, а более позднее название.

Скорее всего, именно такое непритязательное название имеют и слова «Хайаса» и «Хайк».

  • Непритязательность подразумевает древность, древность же имеет склонность теряться в веках.

И именно оттого понять истинное происхождение этих слов сейчас уже практически нереально, и можно только строить догадки, получить которым надежное подтверждение удастся не скоро.

Федор Бронников - "Старуха-итальянка".
Федор Бронников - "Старуха-итальянка".

Надеюсь, вам было интересно.
До встречи!