В годы Гражданской войны с обоих сторон были сформированы «экзотические» формирования, о которых практически не осталось ни каких сведений. Одним из таких формирований был Польский авиаотряд Добровольческой армии.
Ещё гремели на западе бои Первой мировой войны, Черное море контролировал Германо-турецкий флот, а 12(25) октября 1918 года, ещё до подписания перемирия, Новороссийский Военный губернатор получил телеграмму № 4837 из штаба Добровольческой Армии:
"По приказанию главнокомандующего для выработки приема и церемониала встречи союзной эскадры, как в Новороссийске, так и в Екатеринодаре, назначена комиссия, в которую должны войти по одному представителю от губернаторства и от города Новороссийска. Точка. Представители должны в кратчайший срок прибыть в Екатеринодар и явиться к председателю комиссии генерал-лейтенанту ЛЯХОВУ, Борзиковская 85 Точка
Подписал генерал-майор Эрн. " [1]
Об этом по всему Новороссийску были расклеены плакаты, извещавшие:
"Граждане г. Новороссийска !
Ожидается прибытие в Новороссийск эскадры союзных с Россией держав Согласия. По этому случаю необходимо заблаговременно принять надлежащие меры к достойной и торжественной встрече дорогих гостей…." [2]
Надо полагать, что такая информация не была секретной и для остальных городов Кубани.
В такой обстановке генерал Российской императорской армии Люциан Желиговский начинает формировать на Кубани дивизию из поляков, находившихся на Кубани и в Черноморской губернии. [3]
Впрочем, Польский отряд начал формировать ещё 24 августа под командованием капитана Стефана Выспяньского, избрав штаб-квартирой станицу Пашковскую. К началу сентября в отряде было около 700 человек, сведённых в стрелковый батальон, дивизион улан, артиллерийский дивизион и рыцарский легион. Под сим красивым названием скрывалась офицерская рота. Командовать таким отрядом капитану уже было не почину, поэтому сменил его полковник Францишек Зелинский. А к октябрю - генерал Л. Желиговский. [4]
Надо отметить, что после третьего раздела Польши в 1772 году, территории этого государства достались России, Германии и Австро-Венгрии. В годы Первой Мировой войны поляки воевали в противоборствующих армиях по обеим сторонам фронта. И какая-то часть поляков попала на Кубань в качестве пленных. Поэтому, определить состав польского отряда сегодня невозможно. Можно только предполагать, что в него вошли не только и не столько поляки, проживавшие на Кубани, сколько поляки, бежавшие на Кубань из Привислянских губерний (так император Николай II повелел называть русскую часть Польши), а также военнопленные германской и австрийской армий.
Своим приказом от 15 октября 1918 года из польских летчиков, находившихся в отряде, генерал Л. Желиговский сформировал Польский авиаотряд под командованием поручика Наркевича. В отряд вошло около трёх десятков офицеров, и он постоянно увеличивался. К сожалению, именного списка авиаотряда найти не удалось.
В Добровольческой армии к тому времени было не больше трех десятков самолётов, в основном пополняемых за счёт перелёта красных лётчиков. Тем не менее, её командующий Антон Иванович Деникин передал полякам из своих небогатых запасов самолёт “Nieuport 11C1 Bebe” (Ньюпор-11С1 Бебе). [5]
23 (10) октября Регентский совет, представлявший в то время правительство независимой Польши, заявил о создании министерства иностранных дел и военного министерства, а 27 (14) октября объявил о создании польской армии с включением в её состав всех польских военных формирований. [7]
После этого 28 (15) октября Л. Желиговский переименовывает авиаотряд на 1-й авиационный отряд Польских войск. [8]
10 (23) ноября в Новороссийск прибыла давно ожидаемая союзная эскадра. С ней прибыли представители союзного командования: от Англии генерал Пуль и полковник Кисс, от Франции капитаны Фуке и Бертелло и лейтенант Эрлих (Erlich). Им устроили торжественные встречи в Новороссийске, Екатеринодаре и Новочеркасске. [9]
По всей видимости, Люциан Желиговский сумел встретиться с французской делегацией, так как вскоре объявил, что дивизия входит в состав Польских войск во Франции! То есть не подчиняется командованию Добровольческой армии!!!
Такого Антон Иванович потерпеть не смог и постарался отправить поляков куда-нибудь подальше. 1 декабря польские лётчики покинули Кубань, отправившись на пароходе из Новороссийска в Одессу.
В марте 1919 года на заводе «Анатра» в Одессе эскадра получила 8 самолётов «Анасаль». В эти же дни эскадра пополнилась самолетом LVG C-V, («Эльфауге пять»), на котором поручик Ладомил Райский прилетел из Турции.
Технической частью эскадры руководили инженер Витольд Рымбович (Witold Rumbowicz) и капрал Раубо (Raubo). Летный состав был из 8 человек: пилоты хорунжие Ст. Костецкий (St. Kostecki), Е. Валлович (E. Wołłowicz), А. Собаньский (A. Sobański), Ф. Волошановский (F. Wołoszanowski), подпоручик А. Мрочковский (A Mroczkowski), поручик Ладомил Райский (Ludomił Rayski), летчики-наблюдатели подпоручик Й. Херлене (J. Herleine) и поручик К. Милобедский (K. Miłobędzki).
Польские лётчики выполнили несколько полётов на разведку. Но уже 5 апреля, согласно приказу, перелетели в Румынию. Однако до Румынии долетели только 4 самолёта, а остальные были повреждены лётчиками. К сожалению, польские источники не указывают, какие это были повреждения – полученные во время боевых вылетов или от непосредственного пилотирования. Русских источников этого вопроса я не нашел.
Но и на оставшихся четырех самолётах поляком не пришлось летать, самолёты были конфискованы румынскими властями. Польским летчикам передали французский самолёт “Breguet XIVA2” (Бреге-XIVA2), в разведывательном варианте. На нём поручик Л. Райский вылетел на разведку в район Аккермана и… разбил машину.
14 июня эскадра в районе Станислава пересекла границу и соединилась с польской армией. На самолёте “Breguet XIVB2” летчики эскадры выполняли боевые полёты, пока 31 июля самолёт не был разбит. Но до этого эскадру успели переименовать в 10-ю разведывательную эскадру. [10]
Так закончился боевой путь польской авиачасти, сформированной на Кубани в 1918 году.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Новороссийский городской архив ф. 2 оп. 1 д. 956 л. 18 с оборотом, подлинник
2. Новороссийский городской архив ф. 2 оп. 1 д. 959 л. 24, подлинник
3. "Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия" М. изд. " Советская энциклопедия " 1983 г. стр. 208
4. Селицкий А.И. «Поляки на Кубани» Кр-д: Кубан. гос. ун-т, 2008, 176 с., ил., стр. 124
5. Электронный ресурсhttp://www.elknet.pl/historia-lotnictwa/av_hist/index.php?position=0.1.35, обращение 26.05.2009 года
6. «История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. – октябрь 1917 г.) П.Д. Дузь. – 3-е изд., доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 336 с., 32 с. илл., стр. 44
7. Мельтюхов М.И. «Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918 – 1939 гг.» - М.: Вече. 2001. – 464 с., илл. (16 с.) (Военные тайны ХХ века), стр. 18
8. Электронный ресурс http://www.elknet.pl/historia-lotnictwa/av_hist/index.php?position=0.1.35, обращение 26.05.2009 года
9. П.Н. Краснов "Всевеликое Войско Донское" в книге "Архив Русской Революции" т. 5 стр. 269 Репринтное издание "Терра - Политиздат" 1991 г.
10. Электронный ресурс http://www.elknet.pl/historia-lotnictwa/av_hist/index.php?position=0.1.35, обращение 26.05.2009 года