Наибольшие доли незастрахованных по ОСАГО автовладельцев среди регионов России в 2023 г. зафиксированы в Ингушетии (77,8%) и Чечне (60,7%). При этом по стране в целом доля водителей, не оформивших полисы ОСАГО, сократилась до 8,3% против 9,6% в 2022 г. Такую статистику приводит Российский союз автостраховщиков (РСА).
Как отметил президент РСА Евгений Уфимцев, высокая доля незастрахованных по ОСАГО водителей ущемляет интересы добросовестных автовладельцев, приобретающих полисы обязательной «автогражданки».
«В случае аварии не по их вине им с большой вероятностью придется взыскивать ущерб с виновника ДТП в гражданском порядке, что долго, дорого и далеко не всегда заканчивается получением достаточной компенсации», — подчеркнул он.
В ряде регионов долю автовладельцев без полисов ОСАГО по итогам прошлого года в РСА называют «незначительной». Так, в Татарстане она составила 0,9%, в Самарской области — 1,6%, в Москве — 1,8%.
При этом в ряде регионов такая доля огромна, указывают в РСА. Кроме Ингушетии и Чечни, согласно оценке союза, «более трети всех автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО в республике Северная Осетия-Алания (38,5% водителей без ОСАГО в 2023 году) и в республике Дагестан (34,4%)».
Отдельно в РСА указали на ситуацию в других двух крупных регионах страны — Краснодарском крае и Ростовской области. Несмотря на то, что по формальным признакам оба субъекта не попадают в топ-10 по доле незастрахованных по ОСАГО машин (по экспертным оценкам — 17,5% и 16,2% водителей без ОСАГО за период 2019-2023 гг.), эти значения весомы, поскольку оба субъекта в 2023 г. входят в первую восьмерку по числу заключенных договоров ОСАГО (1,7 млн и 1,1 млн соответственно).
«Такая неоднородная ситуация в регионах РФ говорит о том, что необходим централизованный контроль за наличием полисов ОСАГО, который можно обеспечить проверкой наличия полиса обязательной „автогражданки“ при помощи камер. Недопустима ситуация, когда у добросовестного автовладельца вероятность попасть в ДТП, виновник которого не застрахован по ОСАГО, составляет 30–50%, и тем более — почти 80%. Если эту проблему не решать, мы в ряде регионов вернемся к разборкам на дорогах из-за аварий в стиле 90-х», — сказал Евгений Уфимцев.
Ранее президент РСА сообщал, что автостраховщики ожидают в 2024 г. запуска по всей стране проекта проверки наличия полисов ОСАГО камерами слежения на дорогах. Запуск был намечен на 2023 г., но техническая подготовка заняла больше времени, и он был отложен.
Предполагается, что на первом этапе реализации проекта проверки на наличие полисов ОСАГО будут проводиться только в отношении водителей, допустивших нарушения правил дорожного движения, которые были зафиксированы камерами слежения. На водителей без полисов ОСАГО будут налагаться штрафы.
Материалы по теме:
Все материалы «Эксперта» на expert.ru