Найти тему

Катастрофа на Ле-Манне: Что привело к самой страшной аварии за всю историю гонок.

Оглавление

Автоспорт полон разных событий и своих легенд. Но без чего ещё не может обойтись гонка? Без аварий. В большинстве своём, это весьма зрелищные события со счастливым концом и практически без жертв. Но история гонок насчитывает и свою собственную катастрофу, которая произошла на гонке «24 часа Ле-Манна», в 1955-м году.

Исторический контекст.

К началу 50-ых годов, мир потихоньку приходил в себя после невиданных доселе военных конфликтов. Первая и вторая мировые войны оставили значительные шрамы на нашей планете, но остаётся только смириться с тем, что это случилось, и последствия приходится разгребать. Больше всего досталось именно немцам. Заводы уничтожены, и в воздухе висел напряжённый вопрос: А что делать?

Союзники, победившие Германию учли урок, что им преподнесла первая мировая и решилась не обкладывать Германию всеми возможными репарациями и санкциями, а поэтому, к 50-му году, страна постепенно приходила в себя, а на дорогах стали появляться маленькие «Жуки» и мотоколяски от БМВ.

Маленький и дешёвый Volkswagen Kaefer, он же - Жук. Распространенный автомобиль того времени.
Маленький и дешёвый Volkswagen Kaefer, он же - Жук. Распространенный автомобиль того времени.

В 1949-м году, снова начала производиться гонка на выносливость 24 часа Ле-Манна, и участвовало в ней уже новое поколение гонщиков, которые параллельно ещё могли гоняться в гонках Формулы-1.

Гонки были престижными как для гонщиков, так и для команд. В 1952-м году, гонку Формулы-1 выиграл пилот Феррари Альберт Аскари и должен был повести автомобиль в 24-х часах Ле-Мана. До этого, они уже выигрывали гонку, но тогда участие они приняли по заявке американского экспортёра.

Параллельно с этим, в Германии свои заводы приводил в порядок компания Mercedes. Возглавил проект Альфред Нойбауэр, который работал ещё с Порше, в 1930-ых годах. Для гонок создали специальную версию - Mercedes W124, которая уничтожила своих соперников на Ле-Манне.

Переносимся на два года вперёд - в 1954-ый год, в гонки Гран-при. В чемпионате Мерседес стартует не сразу, а лишь с четвертого этапа. Но по результатам сезона, команда получает аргентинца Хуана Мануэль Фанхио. У Мерседеса была лучшая машина, которая вела ожесточенную борьбу с Феррари.

За рулём Феррари сидел пилот Майк Хоторн, который с самого детства ненавидел всё немецкое, и обойти Мерседес для него было уже делом принципа. Но в гонках ему участвовать не удалось - сказалось плохое здоровье и операция по удалению почки, и в 1954-м году он покидает команду Феррари. Тут на помощь пришел случай - к Хоттерну обратился «Jaguar», который ради рекламы пригласил того участвовать в 24 часа Ле-Манна.

Майк Хоторн.
Майк Хоторн.

Сезон 1955-го года.

В сезоне 1955-го года дебютирует огромное количество команд. Но главное внимание сосредоточено на главных соперников: Мерседес под управлением Фанхио, и ягуар под управлением Хоттерна.

Максимальная скорость Мерседеса на прямой - 300 километров в час. Все это благодаря уникальной технологии механического впрыска, которую использовали в авиации. На тот момент это было весьма необычным решением, ибо тогда в основном машины оборудовали карбюраторами.

Огромная скорость и аэродинамика просто уничтожали оппонентов на прямых. Однако, назревает вопрос: А как тормозить?

Барабанные тормоза, что использовали на Мерседесе было жутко неэффективными и могли легко выйти из строя. Поэтому к Мерседесу прикрутили ещё одну технологию с авиации - воздушный тормоз. Специальный гидравлический привод немного поднимал машину сзади, создавая дополнительное сопротивление.

Mercedes 300 SLR явно разрабатывался по принципу «Тормоза придумали трусы»
Mercedes 300 SLR явно разрабатывался по принципу «Тормоза придумали трусы»

Ягуар же на тот момент был не менее мощным, да только с торможением у него дела обладали куда лучше - он оснащался уникальными дисковыми тормозами, которые ещё были диковинкой, но их эффективность была на высоте.

Старт гонки состоялся 11-го июня. В ходе процедуры, пилот Мерседеса проиграл старт, а поэтому в лидеры вышли Феррари, за которыми увязался Майк Хоттерн на своем Ягуаре.

Мерседес за рулём Фанхио достаточно быстро догнал лидеров, и между ними началась по-настоящему ожесточенная борьба - пилоты гнали так, словно везут тонны золота с бандитами на хвосте. Им даже удалось несколько раз подряд обновить рекорд трассы. На 35-м кругу гонки, Фанхио и Хоттерн догнали круговых. Водитель ягуара, опередив круговых, сместился вправо, для того чтобы отправиться на пит-стоп. На тот момент, он ещё не успел оторваться от круговых и замедлился весьма резко. Дисковые тормоза замедлили машину и помоги ему нырнуть в боксы.

Такой резкий манёвр привел к тому, что гонщик за рулём Austin-Healey оказался вытеснен за пределы трассы. Чтобы не потерять машину, он резко выкрутил руль влево. Туда, где ехал круговой Мерседес под управлением француза Пьера Ливего. Француз не мог ничего сделать. Тормоза Мерседеса не смогли-бы его спасти от столкновения, поэтому он вскинул руку вверх чтобы предупредить гонщиков позади него, чем спас им жизнь. И спустя несколько секунд, произошло столкновение. Мерседес врезался в Austin. Конструкция второго автомобиля обладала отличной аэродинамикой, но в этот раз она сыграла злую шутку, став своеобразным трамплином для немецкого автомобиля, отправив его за ограждение. Прямо на зрительские трибуны.

Момент подскока.
Момент подскока.

Автомобиль зацепил отбойник, перевернулся и разлетелся на части. Двигатель, колеса и рычаги подвески превратились в настоящие оружия смерти, а капот, летевший на огромной скорости стал настоящей гильотиной. Вдобавок к этому, после приземления у серебристого Мерседеса взорвался бензобак. На место выдвинулись пожарные, которые попытались потушить автомобиль, но раскалённый магний вступил в реакцию с водой, и пламя стало ещё более сильным. Всего, погибло около 85-и человек и около 120 было ранено. Среди погибших был пилот того самого Мерседеса.

Остатки от Мерседеса.
Остатки от Мерседеса.

Гонку останавливать не стали, не смотря на страшное происшествие. В этом был смысл - машины скорой помощи банально не смогли бы проехать. Да и про саму аварию почти никто не знал, ибо находились на других сторонах трассы. Лишь приближаясь к финишной прямой, гонщики поняли, что произошло что-то страшное.

Мерседес тут же созывает экстренное собрание. По его результатам было принято решение снять все автомобили с гонки. Даже лидирующие автомобили.

Горящий Мерседес на трибунах.
Горящий Мерседес на трибунах.

Победителем гонки стал Ягуар. Но авария оказала настолько сильное впечатление, что Майк Хоттерн был готов бросить гонки прямо здесь и сейчас, но под уговорами команды всё-таки доехал до финиша.

Расследование, которое организовало французское правительство привело к тому, что дело было признано гоночным инцидентом, в котором был практически никто не виноват. Из-за столь страшной аварии стали тут же переделывать трассы, а некоторые страны и вовсе запретили проведение чемпионатов на своих территориях. Но как только были сделаны необходимые шаги по улучшению безопасности - запреты были сняты.

До сегодняшнего дня, мир больше никогда не видел ничего подобного катастрофе на Ле-Манне в 55-м году. Не зря говорят, что правила безопасности написаны кровью.