Найти тему
Bella Lilia

Сашка Моисеев

Все жители деревни Пустошки, да и дед Моисей занимались в основном земледелием, зимой возили в Боровичи с рудников огнеупорную глину. Дед Моисей был крепким духом мужик, не терпел насилия, лжи и подхалимажа, и ни перед кем шапку на землю не ложил. Несмотря на то что носил имя Христа, в церковь ходил повидаться с товарищами, да пути посетить кабачок, который стоял рядом с церковью. Все его в приходе уважали за справедливость. Часто обиженные односельчане, да и из других селений приходили к нему чтобы справедливо разобрался кто прав или кто виновен. Наши крестьяне были сплоченные и без всякой корысти старался организовать помощь неимущим.

Зимой женщины занимались обработкой льна, мяли, делали льноволокно и на посиделках вечерами которые проходили по очереди в каждой избе пряли пряжу и занимались ткачеством. У Моисея было ткацкое оборудование в полном объеме, он все делал сам, чему научил сыновей.

Пьянствовали только в престольные праздники два раза в год ( Илья и Веденье) по три дня. Варили пиво из жита и пили его пока пальцы не делались как стекло.

У деда была маленькая избенка, а семья большая: четыре сына и дочь, и никто из детей не мог сказать отцу, деду или матери грубость. Все распоряжения старшего поколения в семье выполнялись беспрекословное и в срок. За стол кушать молодые никогда не садились пока не сядут старшие. Ребятишек кормили отдельно, когда покушают старшие.

В 1914 году дед Моисей разрешил отделиться сыну Александру, который был уже женат и жили с отцом. Жену Александра звали Шура, жили очень бедно, Шура вела хозяйство, а Сам топор на плечо и на заработки по деревням. Все хотел лошадь купить, да и захватила Александра вольная жизнь, стал выпивать хотя был скуповат. Все копил деньги-бумажки. Когда керенки (царские деньги) отменили, Александр со злости обклеил деньгами пол избы, а как напьётся зазывает прохожих посмотреть как он богат и просит денег на опохмелку. Был отменным чудаком, а впоследствии и обманщиком. Нашел себе дружка из Красильникова и продавали то, чего у них не было никогда.

-2

В 1929 году когда организовались колхозы Александр первым подал заявление в колхоз. Первым отдал деньги на корову, сделал он это с пафосом и выступил перед колхозниками с зажигательной речью, даже опытные агитаторы удивились. Тогда чуть ли ни вся деревня вступила в колхоз, которому дали имя "Вторая Пятилетка"! Александра назначили бригадиром, но тактично отказался, поработал в колхозе до лета, а когда солнце засветило, наш Александр топор на плечо и отправился на помощь неимущим, и вот до сего времени его нет. Ни кто его не искал, а сам не объявлялся, ведь у колхозников документов не было.

Хорошо, что колхоз образовался и семья Александра могла как то существовать. Корову пришлось в первую же зиму скушать, на трудодни, которые Александр успел в колхозе заработать, хватило только на овес, сено заготовлено не было.

И только благодаря родным братьям Николаю и Василию семья Александра с двумя малыми детьми могла как то существовать.

-3

Самая младшая в семье деда Моисея, была Дуняша, ее с малолетства отдали в няньки по деревням, а потом ее взяли в Петроград. Дуня жила и работала в няньках в зажиточных семьях и по своему природному дарованию считалась умной, находчивой, хотя в школу совсем не ходила.

Вскоре Дуняша из нянек в Питере стала уже девицей, да притом стройной, симпатичной, уже с городским говором и повадками. Из нянь ушла в домработницы.

Однажды затащила в свою коморку раненого революционера, выхаживала его неделю, да и полюбила. Он оказался женатым, и им пришлось уехать в Москву. Там Дуня подарила Антону двух сыновей и дочку, но дочка после рождения не выжила. Оба сына погибли на фронте во время войны.

Муж Антон Антонович после войны работал в торговле при Моссовете, часто ездил в командировки по республикам, где подхватил малярию, которая долгие годы его мучала.

Дуня работала санитаркой в больнице, а во время войны выполняла работу фельдшера на опорном пункте.

Своих старших братьев по Моисею всегда очень любила и поддерживала.

(продолжение следует)