Найти в Дзене

Увеличение числа на несколько единиц

До сих пор учащиеся воспринимали сложение как действие, посредством которого находится только сумма двух или нескольких слагаемых; они решали на сложение такие задачи, в которых спрашивалось: “Сколько всего…”. Вычитание воспринималось детьми как действие, посредством которого находится остаток; в задачах на вычитание ставился только такой вопрос: “Сколько осталось?” Теперь расширяется понимание этих действий, - им придается новый смысл. Выясняется тот случай сложения, когда приходится число увеличить на несколько единиц, и тот случай вычитания, когда приходится число уменьшать на несколько единиц. Выясняется значение фразы “больше на столько-то единиц” и “меньше на несколько единиц”. Это выяснение происходит следующим образом. Учитель откладывает на верхней и нижней проволоках классных счетов по 4 шарика. -Сколько шариков отложено на верхней проволоке? -Четыре -Сколько шариков отложено на нижней проволоке? -Тоже четыре. -Что можно сказать про шарики на верхней и нижней проволоках? -На

До сих пор учащиеся воспринимали сложение как действие, посредством которого находится только сумма двух или нескольких слагаемых; они решали на сложение такие задачи, в которых спрашивалось: “Сколько всего…”. Вычитание воспринималось детьми как действие, посредством которого находится остаток; в задачах на вычитание ставился только такой вопрос: “Сколько осталось?” Теперь расширяется понимание этих действий, - им придается новый смысл. Выясняется тот случай сложения, когда приходится число увеличить на несколько единиц, и тот случай вычитания, когда приходится число уменьшать на несколько единиц. Выясняется значение фразы “больше на столько-то единиц” и “меньше на несколько единиц”. Это выяснение происходит следующим образом.

Учитель откладывает на верхней и нижней проволоках классных счетов по 4 шарика.

-Сколько шариков отложено на верхней проволоке?

-Четыре

-Сколько шариков отложено на нижней проволоке?

-Тоже четыре.

-Что можно сказать про шарики на верхней и нижней проволоках?

-На верхней и нижней проволоках отложено шариков поровну. Или на верхней проволоке отложено столько же шариков, сколько и на нижней.

В случае затруднений со стороны учащихся, учитель может са сформулировать этот ответ.

-У Володи 5 карандашей и у Миши столько же карандашей, сколько у Володи. Сколько карандашей у Миши? В одном ящике 4 кубика и в другом столько же. Сколько кубиков в двух ящиках? Отложите у себя справа 3 палочки. Отложите слева столько же.

Возвращаясь к классным счетам, учитель откладывает на верхней проволоке еще 2 шарика.

-А теперь скажите, поровну ли отложено шариков на обеих проволоках?

-Нет, не поровну.

-На какой проволоке больше?

-На верхней?

-Сколько же лишних шариков положено на верхней полке?

-Лишних два шарика.

-Вместо “лишних два шарика” говорят “больше на два шарика”. На верхней проволоке лишних два шарика. Как сказать это иначе?

-На верхней проволоке больше на два шарика.

Ответ повторяется в одиночку и хором.

-Отложим на верхней проволоке 4 шарика. А на нижней столько же и еще 3 шарика. Сколько всего шариков отложено на нижней проволоке? Как мы это узнали?

-К четырем прибавили 3 получилось 7.

-Сколько лишних шариков на нижней проволоке? Как иначе можно это сказать?

-На нижней проволоке на 3 шарика больше.

-Отложите у себя справа 5 палочек, а слева на 2 палочки больше. Как будете откладывать палочки слева?

-Отложим столько же, сколько справа, и еще 2 палочки.

-Сколько всего палочек получилось?

-7.

-Как получилось 7? Что вы сделали?

-К 5 палочкам прибавили 2 палочки получилось 7 палочек.

-Я нарисовал на доске 6 кружочков. Теперь я хочу во втором ряду нарисовать кружочков на 3 больше. Как это сделать?

-Нарисовать 6 кружочков и еще 3 кружочка.

-Сколько всего кружочков получится во втором ряду?

-9.

Что нужно сделать, чтобы получить 9?

-К 6 прибавить 3.

-Я поставил на планку 5 кубиков. А ты, N, поставь на 4 кубика больше. Что значит на 4 кубика больше? Как это сделать?

-В одной комнате 8 стульев, а в другой на 2 стула больше. Что это значит?

-Это значит 8 стульев и еще 2 стула.

-Сколько же стульев в другой комнате? Как это узнать?

-К 8 прибавить 2, будет 10.

-Запишем это: 8+2=10.

-Карандаш стоит 6 коп., а ручка на 2 копейки дороже. Сколько стоит ручка? Повторите эту задачу. Что значит - на 2 копейки дороже?

-Ручка стоит на 2 коп. больше.

-Сколько же стоит ручка? Как это узнать?

-К 6 прибавить 2, будет 8.

-Запишем это: 6+2=8.

-Было 8 стульев, стало на 2 стула больше. Иначе можно сказать “число стульев увеличилось на 2. Так сколько было стульев?

-Было 8 стульев.

-На сколько больше стало стульев?

-На 2 стула больше.

-На сколько увеличилось число стульев?

-Число стульев увеличилось на 2.

-Как же увеличить 8 на 2?

-К 8 надо прибавить 2.

-Увеличьте 7 на 3. Сколько будет? Как вы это сделали? Запишите это.

-7+3=10.

-Увеличьте 5 на 5; 4 на 3; 2 на 8…