При прохождении данной темы учитель должен использовать знания учащихся о твердом и мягком произношении согласного звука, которые они приобрели в период обучения грамоте.
Обучение правописанию слов с буквами я, ю, ё, е основано на слуховом восприятии слов с мягкими согласными перед указанными буквами. Поэтому, чем больше будет проанализировано слов с мягкими согласными перед я, ю, ё, е, тем лучше будет усвоено и правописание слов , в которых я, ю, ё, е являются показателями мягкости согласного звука.
При этих упражнениях очень полезно использовать прием сопоставления. По заданию учителя дети анализируют, составляют из букв разрезной азбуки, читают и пишут следующие слова:
мал-мял
вал-вял
рад-ряд
сад-сядь
лук-люк
тук-тюк
суда-сюда
клуб-ключ
мол-мёл
вол-вёл
нос-нёс
ров-рёв
При анализе этих слов учитель должен добиваться правильного произношения детьми твердых и мягких согласных (м-мь, в-вь, р-рь …)
В результате указанной работы дети подводятся к выводу, что после мягких согласных пишутся буквы е, ё, я, ю, и, а после твердых - о, а, у, ы.
Усвоению правописания слов с буквами е, ё, я, ю помогает таблица гласных букв:
а о у э ы
я ё ю е и
При письме слов эта таблица может служить справочником, показывающим, что после твердых согласных следует писать а, у, о, ы, а после мягких - я, ю, е, ё, и.
С большим интересом дети выполняют и следующий вид работы: запись слов - названий предметов, нарисованных на картинках.
Учитель выставляет на доске ряд картинок и предлагает детям подобрать к ним слова, обозначающие названия предметов, изображенных на картинках, и записать эти слова. Например, с буквой я: яблоко, ягода, яйцо, котята, утята, ребята. С буквой ю: юла, ключ, блюдо, рюмка, кастрюля, утюг.