Найти в Дзене

Слова с буквами я, ю, ё, е

При прохождении данной темы учитель должен использовать знания учащихся о твердом и мягком произношении согласного звука, которые они приобрели в период обучения грамоте.

Обучение правописанию слов с буквами я, ю, ё, е основано на слуховом восприятии слов с мягкими согласными перед указанными буквами. Поэтому, чем больше будет проанализировано слов с мягкими согласными перед я, ю, ё, е, тем лучше будет усвоено и правописание слов , в которых я, ю, ё, е являются показателями мягкости согласного звука.

При этих упражнениях очень полезно использовать прием сопоставления. По заданию учителя дети анализируют, составляют из букв разрезной азбуки, читают и пишут следующие слова:

мал-мял

вал-вял

рад-ряд

сад-сядь

лук-люк

тук-тюк

суда-сюда

клуб-ключ

мол-мёл

вол-вёл

нос-нёс

ров-рёв

При анализе этих слов учитель должен добиваться правильного произношения детьми твердых и мягких согласных (м-мь, в-вь, р-рь …)

В результате указанной работы дети подводятся к выводу, что после мягких согласных пишутся буквы е, ё, я, ю, и, а после твердых - о, а, у, ы.

Усвоению правописания слов с буквами е, ё, я, ю помогает таблица гласных букв:

а о у э ы

я ё ю е и

При письме слов эта таблица может служить справочником, показывающим, что после твердых согласных следует писать а, у, о, ы, а после мягких - я, ю, е, ё, и.

С большим интересом дети выполняют и следующий вид работы: запись слов - названий предметов, нарисованных на картинках.

Учитель выставляет на доске ряд картинок и предлагает детям подобрать к ним слова, обозначающие названия предметов, изображенных на картинках, и записать эти слова. Например, с буквой я: яблоко, ягода, яйцо, котята, утята, ребята. С буквой ю: юла, ключ, блюдо, рюмка, кастрюля, утюг.