В сентябре прошлого года в российских СМИ прошла информация о возобновлении производства танков Т-80. Новость вызвала неоднозначную реакцию, ведь принципиально танк не отличается от уже выпускаемых Т-72Б3 и Т-90М. К примеру, СОУ и вооружение с боекомплектом у Т-80 такое же, как и его младшего и старшего собрата, по бронированию Т-80 соответствует Т-90М при установке ДЗ «Реликт». Тогда зачем восстанавливать производство и выпускать дорогие танки с газотурбинным двигателем?
Краткая история Т-80
Танк Т-80 был разработан на базе танка Т-64А, правда, от последнего осталось очень мало. Мощный газотурбинный двигатель потребовал полной переработки ходовой части, новые направляющие колеса и опорные катки.
Газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ, мощностью 1100 л.с., сделал 42-тонный (Т-80У – 46 тонн) скоростным и маневренным, по шоссе танк разгонялся до 70 км/ч, по пересеченной местности 40-50 км/ч.
Т-80 – это первый танк в мире с противоснарядной встроенной динамической защитой. С последующими модернизациями совершенствовалась и ДЗ, «Контакт-1» для Т-80БВ, «Контакт-5» для Т-80У, «Реликт» для Т-80БВМ.
Из вооружения – пушка гладкоствольная, 125-мм 2А46-1, пулеметы ПКТ и НСВТ.
В целом танк получился отличным для своего времени, однако довольно дорогим, потому в перестроечные и постперестроечные времена ставка была сделана на Т-72 и его глубокую модернизацию – Т-90.
Восхождение «Черного орла»
В 90-е годы была попытка очередной глубокой модернизации танка Т-80У, сделанная на омском «Трансмаше». При этом никаких госзаказов на разработку, а тем более на серийное производство не было, не было денег – в стране яростно и увлеченно пили советское наследие.
Но некоторые наработки по «Черному орлу» известны, и в первую очередь это вынос боекомплекта в съемный транспортно-заряжающий модуль в корме башни, что было прорывом, поскольку все советские танки имели внутреннюю боеукладку, что делало танк мобильной бомбой. В модуле смонтирован автомат заряжания продольного типа с ленточным конвейером. Таким образом, это практически исключало самоликвидацию танка от детонации боезапаса.
Надо сказать, то такие выносные модули предлагались «Трансмашем» для установки на Т-72 и Т-80, это позволило бы в 5-7 раз сократить безвозвратные потери машин и существенно повысить выживаемость экипажа. Но – пока наших чиновников это не заинтересовало.
Топливные баки также вынесены в отсеки слева и справа от механика-водителя, баки отделены бронеперегородками. Это также повысило бы защиту экипажа от воспламенения топлива, кроме того, баки с солярой стали бы еще одним препятствием для кумулятивной струи.
Конструкция танка позволяла командиру и наводчику находится в боевой ситуации ниже уровня башни, что также повышало живучесть экипажа, поскольку башня была, по сути, необитаемой. Два изолированных отсека башни (для командира и наводчика) располагались по обеим сторонам от пушки, что также повышало живучесть танка при поражении в один из бортов.
При этом крыша и борта башни, вернее, ее отсеки, бронированы внутренними и наружными бронелистами, между которыми находился броневой наполнитель. Такое решение весьма эффективно от «крышебойных» боеприпасов.
Кроме этих, «Черный орел» имел еще много любопытных решений.
Новый Т-80
О «Черном орле» я так много написал потому, что по некоторым слухам, модернизировать Т-80 будут с учетом наработок по этому танку. Я исхожу из того, что выпускать новые старые Т-80 – глупо и незачем, они хоть и хороши, однако ни бронезащиты, ни огневой мощи для современных воин явно недостаточно.
То есть, помимо установки более мощного газотурбинного двигателя (а это придется делать, поскольку масса танка возрастет), новому танку необходима и 152-мм пушка. Ну вот как у «Черного орла», и 152-мм орудие, и газотурбинный двигатель 1500 л.с.
Проблема тут в другом, создание нового танка потребует много денег, возрождение производства не только в Омске, но и на ряде смежных предприятий, что сомнительно по нынешним временам. А выпускать просто слегка модернизированные Т-80 – а зачем?