Одним из видов наказания военнослужащих, совершивших правонарушение в военное время, была отправка в специальные части действующей армии. Создавались подобные подразделения практически во всех государствах, и их история уходит корнями в средние века. Попадали в них как нижние чины и офицеры, так и гражданские лица, отбывающие наказание за уголовные или политические преступления.
Не стала исключением и Вторая мировая война, штрафные части появились как в Третьем рейхе, так и в Советском Союзе. Но если в вермахте они были смешанного состава, то в СССР было четкое разграничение. Они делились на штрафные роты, комплектовавшиеся провинившимися рядовыми и сержантами РККА, а также уголовниками, и штрафные батальоны, формировавшимися исключительно из разжалованных офицеров.
Разумеется, существовали и детали, по которым бывалый ветеран, мог легко определить бойца штрафбата. Какие? Давайте обо всем по порядку.
Приказ об их создании был отдан Сталиным летом сорок второго года и предписывал командующим фронтов:
«сформировать в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины» (приказ № 227 от 28 июля 1942 года).
Перевод в штрафбат рассматривался как форма дисциплинарного взыскания военного времени, и такое наказание применялось достаточно часто. За время Великой Отечественной войны офицерами укомплектовали 65 штрафбатов. Пик пришелся на сорок третий год, потом их количество уменьшилось, к концу сорок четвертого осталось около десятка, да и то неполного состава.
Причина довольно простая, если поначалу попасть в штрафбат можно было не только за провинности указанные в приказе, но и за утопленный во время марша танк или с подачи особиста, то позже из-за нехватки опытных офицеров в частях стали предпочитать понижение в звании и должности.
Офицеров отправляли в штрафбат по решению вышестоящего начальника (в должности не ниже комдива), реже по приговору трибунала на срок от одного до трех месяцев.
При этом следовало разжалование в рядовые, а награды сдавались на хранение в штаб фронта. Разжалованные офицеры составляли переменный рядовой состав батальонов, на командирские должности их не назначали даже в виде исключения. Командовали ими только кадровые офицеры, относящиеся к постоянному составу.
После отбытия срока наказания погоны и награды возвращали. Предусматривалась и возможность досрочной реабилитации, за подвиг в бою или по ранению. Считалось, что штрафник «искупил вину кровью». В случае гибели реабилитация происходила автоматически, и семье назначалась пенсия на общих основаниях.
Штрафбаты направляли на самые тяжелые участки фронта и возможностей отличиться хватало. Желание как можно быстрее заслужить прощение и вернуть звание и награды, было хорошей мотивацией, офицеры рвались в бой и совершали подвиги. За отличие в боях помимо восстановления в звании штрафников награждали, как и в обычных частях, орденами и медалями. Но не всегда этим наградам штрафники были рады.
Как вспоминает Александр Васильевич Пыльцын, служивший офицером постоянного состава в отдельном штрафном батальоне Белорусского фронта:
«За успешное выполнение боевой задачи, как и обещал Командующий Армией, весь переменный состав (штрафники) был, как сказали бы теперь, реабилитирован. И многим были вручены боевые награды: ордена Славы III степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Это были герои, из подвигов которых вычитали числящуюся за ними вину, после чего хватало ещё и на награды. Надо сказать, что штрафники не радовались ордену Славы. Дело в том, что это был солдатский орден, и офицеры им вообще не награждались. И, конечно, многим хотелось скрыть свое пребывание в ШБ в качестве рядовых, а этот орден был свидетельством этого». (А.В. Пыльцын «Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина»).
Действительно, учрежденным в ноябре сорок третьего орденом Славы, согласно статуту награждались:
«Лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия».
Орден почетный, но объяснить его появление на груди офицера, тем более старшего командного состава было сложно. Орден появился совсем недавно, и хотя при награждении им присваивалось следующее воинское звание, и старшина становился младшим лейтенантом, то есть офицером, для дальнейшего серьезного повышения времени было маловато. Так что единственным логичным объяснением становилось штрафбатовское прошлое.
К бывшим штрафникам начальство относилось недоверчиво, продвигало по службе не очень охотно. Конечно, при повышении в должности смотрели в первую очередь в личное дело, в котором оставалась запись о приговоре и отбытии наказания, а не на грудь.
Но была и другая проблема. В личное дело офицера мог заглянуть далеко не каждый, а вот орден становился своеобразной «меткой штрафбатовца», сразу бросавшейся в глаза. И далеко не все сослуживцы относились к этому с пониманием и сочувствием.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Да, в штрафбат попадали преимущественно действительно за неблаговидные проступки, которые хотелось скрыть. Но и тем, у кого совесть была в принципе чиста, столь наглядная примета была ни к чему. Не станешь же всем подряд объяснять, что ты не проворовался и не бежал с поля боя, а просто, по несчастливой случайности именно под твоим танком разошлась гать, по которой ездили уже неоднократно.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, как ещё можно определить ветерана штрафбата?