Найти тему

Сулла. Дельфийские сокровища

По свидетельству географа Страбона город Дельфы в Фокиде занимал шестнадцать стадий (примерно три километра) в окружности. В горной живописной местности в древности возник крупнейший религиозный центр Греции – Дельфийское святилище с храмом Аполлона. По сведениям Юстина храм Аполлона в Дельфах был расположен на склоне горы Парнас, крутой со всех сторон. Храм и город защищали не стены, а естественные природные укрепления в виде отвесных утесов. Святилище славилось своими огромными сокровищами в виде подношений греческих полисов и владык Средиземноморья. К примеру, после одержанной победы в битве при Платеях, греки 1/10 часть огромной добычи персидских трофеев посвятили Дельфам.

Приведу перечень подношений Дельфийскому святилищу лидийским царем по свидетельству Геродота: «Крез велел переплавить огромное количество золота, приготовить из него полукирпичи в числе сто семнадцать, каждый в шесть ладоней длины, в три ширины и одну ладонь высоты. Из них четыре кирпича из чистого золота, каждый в два с половиной таланта весом, остальные из белого золота, каждый весом в два таланта. Кроме того он велел приготовить изображение льва из чистого золота весом в десять талантов. Сверх всего этого Крез послал в Дельфы две больших чаши, одну золотую, другую серебряную. Золотая чаша весит восемь с половиной талантов и двенадцать мин. Серебряная вмещала в себя шестьсот амфор. Крез послал еще четыре серебряных бочки, а также две кропильницы: золотую и серебряную. Вместе с этими дарами Крез послал еще и другие предметы, круглые литые вещи из серебра, золотое изображение женщины в три локтя вышиною. Наконец, он пожертвовал ожерелья своей жены и ее пояс».

Во многих публикациях российских авторов я встречаю утверждение о том, что в 86 году до новой эры римский полководец Сулла разграбил Дельфийское святилище, захватив при этом едва ли не крупнейшие богатства за всю историю античных времен. Справедливости ради следует отметить ошибочное мнение авторов о несоизмеримых сокровищах в Дельфах, доставшихся римскому полководцу. И вину Суллы в какой-то степени сглаживает тот факт, что впоследствии причиненный урон святилищу был им частично, а возможно и полностью возмещен.

Изъятие Суллой дельфийских и других греческих храмовых сокровищ было оформлено как временный заем и нельзя говорить о безвозвратной конфискации. В древней Греции крупнейшими кредиторами, как частных лиц, так и городов государств являлись религиозные храмы. Обладая огромными финансовыми ресурсами, святилища выступали в роли кредитных учреждений. К примеру, в 422 году до новой эры афинянами был произведен колоссальный по тем временам заем у храма богини Афины, в сокровищнице которого накануне Пелопоннесской войны хранилось около 10 000 талантов. Юридически заем храмовых сокровищ в Дельфах чужестранцем Суллой был оправдан просьбой ряда греческих государств о помощи римлян в войне с Митридатом. По Плутарху: «Сразу овладев остальными городами Греции, призвавшими его через послов, Сулла подступил к Афинам».

Нельзя преувеличивать богатства Дельфийского святилища, которое было разграблено еще до Суллы самими греками, вождями фокидян Филомелом и Ономархом. Историк С.Я. Лурье пишет по этому поводу: «Филомел отправился в Спарту, при помощи лакедемонских субсидий навербовал большой отряд наемников и с их помощью в 356 году до новой эры захватил Дельфы, которые Фокида считала с древнейших времен частью своей территории. Дельфийские сокровища открывали ему широкие возможности для ведения войны, ибо в те времена во всей Греции (например, в Афинах, в Беотии) казна храмов рассматривалась как запасная государственная казна, и «заем» у богов был самым обычным делом. В 354 году до новой эры во главе фокидцев встал брат Филомела Ономарх. Действуя гораздо решительнее, он переплавил большую часть находящегося в Дельфах золота в монету и на эти деньги набрал огромную по тем временам армию, достигавшую 20 000 человек».

Изъятие золота и серебра в Дельфах Филомел также оформил в виде займа. По свидетельству Павсания: «Что же касается золотого щита, пожертвованию в храм Афины Пронойи лидийским царем Крезом, то жители Дельф говорят, что его похитил Филомел. Эллины все вместе посвятили из добычи после битвы при Платеях золотой треножник. Его не оставили нетронутыми фокейские вожди».

Плутарх пишет, что: «Нуждаясь в больших деньгах для ведения войны, Сулла не оставил в покое и святилища Эллады, посылая то в Эпидавр, то в Олимпию за прекраснейшими и ценнейшими из приношений. Даже дельфийским амфиктионам он написал, что сокровища бога лучше было бы перевезти к нему, у него они будут целее, а если он воспользуется ими, то возместит взятое в прежних размерах. Вслед за тем он послал туда своего друга фокейца Кафиса, приказав ему принять каждую вещь по весу. И вот, когда все прочие сокровища в тайне от большинства греков были отправлены Сулле, амфиктионам пришлось, наконец, сломать серебряную бочку, которая одна еще оставалась нетронутой из царских пожертвований и которую из-за ее величины и тяжести нельзя было взвалить целиком на вьючных животных. И тут им вспомнились Тит Фламинин, Маний Ацилий и Эмилий Павел: они не только не тронули эллинских святилищ, но даже сами пополнили их новыми дарами, почтили и возвеличили».

Т. Моммзен также подчеркивает, что: «Сулла прибыл в Грецию с пустыми руками, так как деньги, с большим трудом собранные для похода, были издержаны в Италии. Итак, Сулла мог рассчитывать исключительно на реквизиции». Историк Е.В. Смыков пишет, что: «Пожалуй, одним из наиболее вопиющих деяний римского полководца было его решение о конфискации храмовых сокровищ. Исследователь А. Кивни подчеркивает, что святилища не были просто ограблены, как утверждают греки, - сокровища были изъяты у богов в долг. При этом такой долг понимался не как пустая формальность: сразу же после победы в Греции Сулла возместил убытки, пожертвовав богам земли чтобы обеспечить им ежегодные доходы (Диодор, ХХХVIII)». По свидетельству Плутарха: «К фиванцам Сулла питал непримиримую вражду и отрезал у них половину земли, посвятив ее Пифийскому и Олимпийскому богам и приказав, чтобы из доходов с этих земель были возмещены богам те деньги, которые он взял».

Диодор пишет по этому поводу: «Сулла, нуждаясь в деньгах, наложил руки на три святилища, которые обладали богатыми пожертвованиями в золоте и серебре: посвящения Аполлону в Дельфах, Асклепию в Эпидавре и Зевсу в Олимпии. Его крупнейший трофей был в Олимпии, так как святилище оставалось неприкосновенным на протяжении веков, в то время как большая часть сокровищ в Дельфах была разграблена фокейцами во время так называемой «Священной войны». Сулла, присвоив большое количество золота и серебра и всевозможных ценных предметов, накопил достаточно средств, для ожидаемой войны в Италии. И хотя он не испытывал никаких угрызений совести при захвате священных сокровищ, вместо них он посвятил землю богам для обеспечения годового дохода. Он говорил в шутку, что его превосходство в бою было обеспечено, так как боги, внеся большой вклад в военную казну, окажут помощь его делу».

Согласно сведениям Павсания: «Приступив к войне с Митридатом, Сулла ощущал потребность в деньгах, для чего захватил все драгоценные пожертвования в Олимпии, Эпидавре и Дельфах, оставшиеся после разграбления храма фокейцами, и этими ценностями расплатился с воинами, а богов за захваченные сокровища вознаградил половиной фиванских земель». Летописец Аппиан отмечает, что: «Больше всего сокровищ Сулле удалось захватить в храме Зевса Олимпийского, который до этого времени ни разу не подвергался разграблению».

Аппиан свидетельствует, что: «Римляне с того момента, как они только узнали о первом вторжении Митридата и нападении на Азию, решили идти на него войной, хотя они были очень заняты беспрерывными восстаниями в Риме и тяжелой внутренней войной. Консулы бросили жребий, и он достался Корнелию Сулле принять власть над Азией и вести войну с Митридатом. Не имея денег чтобы дать ему, они постановили продать то, что Нума Помпилий назначил как жертвенные дары богам. Столь велика была тогда нужда во всем и вместе с тем стремление поддержать честь своего имени. Им удалось продать кое-что и собрать девять тысяч фунтов золота, которое они только и дали на ведение столь большой войны. Сулла, переправившись из Италии в Элладу, тотчас стал собирать в Этолии и Фессалии деньги, союзников и продовольствие. Когда он решил, что этого у него достаточно, он направился в Аттику против Архелая».

На мой взгляд, именно затяжная осада римлянами Афин и гавани Пирея привела к острой нужде Суллы в деньгах, что вынудило его воспользоваться для продолжения войны богатствами эллинских храмов. После падения города римляне захватили в Акрополе золота около 40 фунтов (18 килограммов) и серебра 600 фунтов (270 килограммов), что было явно не достаточно для покрытия убытков Суллы, понесенных в ходе длительной осады Афин. В храме Асклепсия в Эпидавре Сулла снял с колонн часть резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога, Юпитера Капитолийского. В отличие от возвращенных богатств Дельфийскому святилищу, это была невосполнимая потеря для храма в Эпидавре.

Храм Аполлона в Дельфах. Условная реконструкция
Храм Аполлона в Дельфах. Условная реконструкция
Дельфы. Амфитеатр
Дельфы. Амфитеатр
Сокровищница афинян в Дельфах
Сокровищница афинян в Дельфах
Гора Парнас
Гора Парнас
Сокровищница афинян в Дельфах
Сокровищница афинян в Дельфах
Дельфийское святилище
Дельфийское святилище
-7
-8
Развалины храма Аполлона в Дельфах
Развалины храма Аполлона в Дельфах
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16