После уничтожения семьи Атрейдесов в прошлом фильме, чудом уцелевшие наследник великого рода Пол и его мать Джессика скрываются на планете Арракис, в племени фрименов, под покровительством боевой девушки Чани и одного из фрименских вождей - Стилгара, твёрдо верящего в то, что юный Атрейдес станет тем, кто спасёт их дом и возглавит его народ...
Как и прошлую часть, этот фильм снял Дени Вильнёв - один из мастеров современной киноиндустрии, создавший такие фильмы как "Бегущий по лезвию 2049", "Прибытие" и "Пленницы". Не Нолан, конечно, но они, как минимум, дружат. Каждая его картина - это большое событие в мире Кино, которое надо ждать, которым надо интересоваться и на которое обязательно надо идти в кино! Вильнёв - непревзойденный мастер сочной и вкусной картинки, и смотреть его работы на большом экране - сплошное удовольствие! Впрочем, в этом его сила и его слабость. Часто он уделяет панорамным видам куда больше внимания чем тому же сценарию. Однако, это не мешает нам с нетерпением ждать завершающую трилогию следующую часть Дюны. Да-да, она уже находится в активной разработке и у руля вновь Дени Вильнёв. Вторая часть очень достойно показала себя в мировом прокате, собрав в разы больше первой части, и была исключительно высоко оценана кинокритиками. Ждём-ждём!
Во второй фильме о Дюне к ролям вернулся весь звёздный состав первой части (из тех, кто выжил, конечно). Тимоти Шаламе в главной роли Избранного Великой Пустыней мальчика, Зендея в роли его боевой фрименской подруги Чани, Джессика Честейн - коварно плетущая интриги мать Пола, Джош Бролин - его бывший учитель, Стеллан Скарсгард и Дейв Батиста - очень плохие злодеи Харконены, а неподражаемый Хавьер Бардем - вождь фрименского племени, Стилгар. Имеет ли смысл говорить об актёрской игре в этом фильме? В главных ролях сплошь либо восходящие звёзды Голливуда XXI века, либо суровые и слегка суровые актёры, уже неоднократно доказавшие и показавшие свой профессионализм на этом поприще. Их игра вполне соответствует фильму. Эпичная, пафосная, искренняя.
В этом фильме к и без того яркой плеяде звёзд прибавились - Флоренс Пью в роли дочери Императора, и без того великий Кристофер Уокен - сам Император - и Остин Батлер - племянник Владимира Харконена. А примерно на полминуты в фильме засветилась и Аня Тейлор-Джой, сыгравшая будущую сестру Пола. Её появление в фильме съёмочной группе удалось скрывать до последнего. Как такое получилось провернуть в реалиях кишащего сплетнями Голливуда остаётся настоящей загадкой. Новые персонажи вышли под стать старым. Император Уокена получился очень старым, немного меланхоличным и спокойным Палпатином на минималках. Пью выступила в небольшой роли летописца всей этой истории, хотя в книге вставок из её хроники было куда больше. А Батлеру удалось создать весьма противоречивый образ элегантного убийцы, в котором безумная жестокость соседствует с понятиями о рыцарской чести.
Операторская работа и картинка, как и ожидалось от режиссёра, здесь на высоте. Величественные виды пустыни, мрачный "Мордор" Харконенов, ритуальные храмы фрименских жрецов, огромные и внушающие желание приобщиться к религии пустынного племени песчаные черви... Наслаждение для глаз да и только! Для ушей тоже - ведь композитором здесь выступает, не нуждающийся в представлении, Ханс Циммер - и этим всё сказано!
Во второй части в разы увеличилось содержание экшена. Боевых сцен здесь очень много и все прекрасно поставлены. Финальное сражение добрых аборигенов и злых захватчиков заставляет вспомнить добрым словом Властелина Колец, а поединок героев Шаламе и Батлера вышел самой напряжённой сценой фильма - сценой, где ставки высоки как никогда. К слову, актёры, узнав о ней, сразу же отправились в Будапешт, где долго тренировались, в итоге сразившись в этом танце смерти без участия дублёров.
Однако, даже у такого фильма есть минусы. Честно говоря, я не читал книгу и не могу судить ни о вырезанной сюжетной линии неких Навигаторов, влиявших достаточно сильно на сюжет, ни о достоверном перенесении оригинала. Всё же стоит рассматривать фильм прежде всего как самостоятельное произведение - в отрыве от первоисточника. И тут у него есть нехилые такие проблемы. Прежде всего, первый акт фильма преподносит сцены очень сумбурно и даже немного рвано. Вот, Полу дали испытание выжить в Пустыне. Следующая сцена - он уже спокойно стоит и разговаривает с Чани, после чего они возвращаются назад. Испытание, вероятно, он прошёл успешно, но где хотя бы намёк на то, что оно вообще было?
Фильму очень сильно не хватает детальности и глубины. Все действия здесь понятны, просты и однозначны. Вот, Пол с Чани отражают атаку захватчиков. Вот, они же идут из точки А в точку Б, чтобы получить некую важную для сюжета вещь. Вот, хорошие бьются с плохими. Всё слишком односложно. То же самое можно сказать и про многих персонажей фильма - им жутко не хватает неоднозначности и прописанности. Порой, это выглядит даже карикатурно - как, например, с чёрно-белой планетой Харконеннов. В фильме очень много пустого пространства, в котором можно было бы разместить диалоги, лучше раскрывающие мотивы героев, да и их самих в целом, параллельно показывать культуру и быт тех же фрименов, мимолётом вписывать в сражения, в жизнь или в путь персонажей из точки в точку какие-нибудь их мелкие поступки или привычки, в которых будут проступать их характер, мышление и видение мира. Однако, Вильнёв почему-то это не сделал.
Итого: Невероятно эпичная и красивая экранизация культовой книги с потрясающими актёрами, картинкой и боевыми сценами. Почти «Властелин колец» от мира фантастики, но ох уж это "почти"...
Моя оценка: 90 джихадов из 100.
КиноПоиск: 8.5 из 10 (92 тыс. отзывов)