2,5K подписчиков

Туалеты на железных дорогах Императорской России.

124 прочитали

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника. Сегодня посмотрим, как обстояло дело в Императорской России и как был организован доступ к самому необходимому удобству при путешествиях по железной дороге. За основу мной принят один любопытный документ под названием "Альбом типовых и исполнительных чертежей сооружений железнодорожной линии Полоцк-Седлец 1902-1906 года". Заметим, что это официальный документ Министерства Путей и Сообщений Империи, а значит на него можно с достаточной уверенностью опираться.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.

Начнем с начала, все вокзалы большой и необъятной были разделены на разряды, чем важнее и больше город, тем выше разряд строящегося вокзала. Чем выше разряд, тем больше вокзал и выше требования к службам, организации и комфорту. Данный документ описывает вокзалы 3-го и 4-го разрядов в провинциальных городах. Про Москву и Петербург тут речи не будет, это ключевые центры, нам гораздо интереснее посмотреть на уровень комфорта основной массы страны, так называемого "среднего класса". Помимо разряда вокзала, сами вагоны делились на классы, их было 3. 1-й и 2-й класс обладали лучшими условиями, 3-й -самый дешевый для всех оставшихся. Соответственно залы ожидания точно также были разделены, 1 и 2-й классы имели свой зал ожидания, с теплыми туалетами прямо в здании вокзала. 3-й класс располагался отдельно, в другой части вокзала, дабы не смущать людей лучшего положения. 3-й класс своего санузла не имел и пользоваться туалетами 1 и 2-го класса права не имел, приходилось бегать в уборные на улицу. Отметим заранее, что ничего ужасного во внешних туалетах не было, они выполнялись отдельными зданиями, но по морозу нужно было прогуляться.

Основное Я рассказал, настало время посмотреть чертежи, начнем с вокзала 3-го разряда города Лида, его пассажирского здания.

Фасад
Фасад
План пассажирского здания.
План пассажирского здания.

Здание можно условно поделить на 4 зоны, в центре - основные службы, багажная служба, телеграфное отделение, жандармский участок, кабинеты руководства, ламповая служба. Центральный вход один на всех, тут пути путешественников разделяются, обеспеченные налево, все остальные направо.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-4

Вторая зона - зал ожидания 3-го класса. Крупный зал, отапливаемый 4-мя печами по углам помещения. Отдельно отметим, что весь вокзал усеян отопительными печами, климат у нас всегда был достаточно холодным. Ничего интересного больше в этой части нет, как собственно и удобств для пассажиров.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-5

Третья зона - жал ожидания 1-го и 2-го классов. В левой части находятся два раздельных санузла, мужской и женский. В этой же части буфет в который приносились блюда. Отапливался зал также как и 3-го класса, 4-мя печами. Туалет состоял из входной комнаты (дамская/мужская) и туалетом на 1 место. Отметим, что санузлы отапливались печами.

План зала ожидания 1 и 2 класса.
План зала ожидания 1 и 2 класса.

Туалеты были полностью аналогичны современным, в уборных устанавливались умывальники, смыв велся водой, канализация под уклоном прокладывалась под полом здания и выводилась в отдельный выгреб на территории вокзала.

Схема укладки канализационных труб и расположение выгреба.
Схема укладки канализационных труб и расположение выгреба.

Четвертая зона - кухонная пристройка. Так как в зале 1 и 2-го класса располагался буфет и кормили пассажиров, то кухня пристраивалась именно в этом месте. Тут располагалась непосредственно кухня и комната для прислуги. Эта часть здания имела свой отдельный вход, как для персонала, так и для подвоза продуктов.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-8

По аналогичной зональной схеме выполнялись и пассажирские здания 4-го разряда, например узловая станция Андреевцы. Тут планировка уже уменьшается, нет отдельной кухонной пристройки, центральная часть также содержит в себе все службы, поэтому разумно посмотреть только залы ожидания.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-9
День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-10

Зал ожидания 1 и 2-го класса, всё совмещено в едином блоке с большим буфетом и кухней с дровяной печью. Вход в мужскую уборную осуществлялся напрямую с зала, в женскую через единый тамбур с ламповой. Туалеты также отапливались, женская уборная от печи в зале, мужская топка находилась в комнате туалета.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-11

В зале 3-го класса никаких удобств не было. Зал был значительно больше, находился между общими и конторскими помещениями, буфет отсутствовал. Топилось помещение двумя печами, как и зал 1-го класса, но было немного большим по площади.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-12

На секунду остановимся и задумаемся. Все планы, которые Мы с Вами рассмотрели не предусматривают сразу двух вещей - туалетов для 3-го класса и даже туалетов для сотрудников, жандармерии и начальства вокзала. Встает закономерный вопрос - "а куда шли все остальные?". Для таких случаев на каждой станции была организована общая наружная уборная, но без унитаза и водопровода. На каждой станции, в зависимости от разряда обустраивались уборные с каменными выгребами и печным отоплением. Комфорта маловато, зато тепло и большая компания. Туалеты на станциях 3-го разряда были 6-ти местными, для 4-го - 4-х местными. Во всех случаях они имели общий выгреб, который периодически вывозился золотарями.

План общей уборной для станций 3-го разряда.
План общей уборной для станций 3-го разряда.
Разрез общей уборной для станций 3-го разряда.
Разрез общей уборной для станций 3-го разряда.
План общей уборной для станций 4-го разряда.
План общей уборной для станций 4-го разряда.

Отдельно заметим, что это не были убогие туалеты, выглядели они достаточно презентабельно.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-16

Мы рассмотрели два достаточно приличных примера, однако заметим, что помимо крупных вокзальных комплексов существовали и мелкие непримечательные станции и там конечно условия всегда были несопоставимо хуже. Во всех таких случаях туалеты строились одинаково во всем мире, это простая дощатая постройка на 2 очка. Для примера Я нашел чертежи стандартного санузла такого типа 1948 года, с железной дороги Chicago NorhtWestern system и если Вам будет скучно попробуйте найти отличия от того, что вы видели на старых станциях в советское время/90-е.

День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-17
День добрый! Возможность нормально сходить в туалет является необходимой составляющей комфорта для любого путешественника.-18

На этом доклад Я заканчиваю. Надеюсь статья Вам понравилась! Наши учебные курсы Вы можете найти на сайте: http://hydreducation.tilda.ws/.

Ссылка на наш telegram-канал t.me/HYDReducation.

Подборка статей по строительству! // Подборка статей о новых проектах в России!, Наша Подборка статей по гидравлике и конечно Подборка по водоснабжению