Найти тему
Калининградский зоопарк

Калининградский зоопарк как место памяти о героях штурма Кёнигсберга в 1945 году

Во время Восточно-Прусской операции в ходе Второй мировой войны город Кёнигсберг был взят штурмом, который начался 6 апреля и завершился 10 апреля 1945 года. О событиях 8 апреля напоминает памятная доска на северной стене административного здания Калининградского зоопарка. На ней выбиты имена старшины Александра Черёмухина и младшего сержанта Василия Хильчука.

Александр Черёмухин родился 13 сентября 1915 года в городе Курган в Южном Зауралье. Выучился на машиниста паровоза, работал на Омской железной дороге... В марте сорок второго ушёл на фронт, воевал на Сталинградском, Южном и 3-м Белорусском фронтах. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Славы II и III степени и шестью медалями.

Когда война закончилась, ему было всего тридцать лет. После демобилизации он вернулся на родину и на работу в депо. Умер зимой 1987 года.

Летом 2022 года у нас побывала весьма важная гостья - Светлана, внучка того самого Александра Черёмухина, Героя Советского Союза, бойца Красной Армии, завоевавшего Кёнигсберг!

Мемориальная доска памяти старшины А.Черёмухина и мл.сержанта В.Хильчука на фасаде административного здания Калининградского зоопарка / фото: архив зоопарка.
Мемориальная доска памяти старшины А.Черёмухина и мл.сержанта В.Хильчука на фасаде административного здания Калининградского зоопарка / фото: архив зоопарка.

История самых первых, самых тяжёлых послевоенных лет зоопарка восстанавливается буквально по строчке, по крупинке, с большим трудом. Недавно коллеги-историки подсказали нам, что Кёнигсбергский зоосад упоминается в книге Евгения Воробьева "Товарищи с Западного фронта" 1972 года издания. Это сборник очерков о Великой Отечественной войне. Военкор газеты "Красноармейская правда" прошёл вместе с войсками Третьего Белорусского фронта от Подмосковья через всю Белоруссию, Литву и Восточную Пруссию до Кёнигсберга и Пиллау. И вот как Е.Воробьев описал свои впечатления от увиденного в Кёнигсберге:

"Я впервые побывал в местном "тиргартене" 10 апреля, наутро после штурма. ... Некоторые звери погибли от обстрела и бомбежки, хищники сбежали из разрушенных вольер и клеток. Лишь несколько животных выжило в мертвом "тиргартене", и среди них - бегемот. Немец-служитель сообщил нам, что бегемота не кормили тринадцать суток - он остался без теплой воды, мерзнет на апрельском ветру и, судя по всему, серьёзно заболел.

На консилиум вызвали лучших ветеринаров фронта. Всю жизнь они возились с армейскими лошадьми и коровами, им еще не приходилось лечить столь экзотического пациента. Было решено подогревать воду в бассейне, где ворочалась многопудовая туша бегемота. Разработали меню, и теперь бегемота кормят по расписанию и не берут никаких подачек от зевак. ...

Говорят, вскоре должна прийти железнодорожная платформа с огромным чаном, установленным на ней. Подъемный кран погрузит тяжеловесного пассажира и увезет его в Московский зоопарк, где за ним будет нужный присмотр и уход..."

Всё это - о Гансе, самом знаменитом бегемоте нашего зоопарка. Автор книги писал по собственным воспоминаниям о том, что увидел 10 апреля. Но через четыре дня, 14 апреля, за лечение пациента принялся бывший зоотехник, а по военной специальности пулемётчик Владимир Полонский. Сюжет о спасении бегемота Ганса мы рассказывали неоднократно, в том числе в нашем свежем путеводителе. А вот что ещё ценного удалось вычитать из очерка Евгения Воробьева «Дыхание Победы»:

"Следом за батареей тянется полковой обоз. Одну из повозок тащит верблюд, за другой повозкой идет на поводу черный пони с пушистой гривой и таким же пушистым хвостом.

Он очень симпатичен, этот черный пони. Полк нашел его в Кенигсбергском зоопарке в весьма жалком состоянии. В полку пони выходили, и вот уже скоро месяц он живет в обозе и путешествует по Восточной Пруссии. Его появление на дороге всегда вызывает веселое оживление, а сегодня все шутят особенно охотно.

- Там еще бегемот остался в Кенигсберге. Живет себе не тужит, - сообщает ездовой.

- Как же он от бомбежки спасся?

- Да его ни один осколок не возьмет, - с упоением врет ездовой. - У него кожа почище всякой брони..."

Интересно, какие ещё животные Кёнигсбергского зоопарка пережили штурм, кроме тех, что известны по основной версии – бегемот, лань, барсук и осел? Продолжим внимательно вчитываться в летописи Второй мировой!