Сегодня будет достаточно необычная статья, написанная по результатам моих экскурсионных поездок по городам и весям Пермского края.
Мы с Вами побываем в церквях и колокольнях севера Пермского края, католический церкви в небольшом посёлке, в мечетях Перми и Пермского района.
Сразу извинюсь перед нашими читателями, если в процессе повествования будут содержаться неточности в изложенном материале…
Сам автор является атеистом, так как верит только в себя, в Высший разум, и в то, что Земля круглая, но архитектура зданий, и то состояние покоя и умиротворённости, которое ощущаешь, посещая церкви, храмы и мечети, заставляет по-другому посмотреть на свои жизненные взгляды.
Начнём с католического храма в посёлке Рябинино Пермского края. После войны в данный посёлок и в его окрестности было сослано довольно большое количество немцев. По данным местных жителей весь север Пермского края получил достаточно много живой силы для обустройства новой жизни в тяжёлое послевоенное время.
Тем интереснее становится, как такой новенький храм появился совсем недавно в наше время. Всегда и везде найдётся человек, который с энтузиазмом и имеющейся волей начнёт проталкивать свои идеи. Этим человеком оказалась этническая немка, которая своим боевым характером, доброй душой и пробиваемостью смогла найти деньги, оформить все документы и организовать строительство данного католического храма при всей Католической общине посёлка и окрестных деревень всего в 70 человек этнических немцев. Как всегда бывает в нашей жизни, данная женщина умерла практически сразу после постройки данной церкви, отдав ей все свои силы. Когда к нам вышел служитель церкви он выглядел… типичным немцем, бюргером: подтянутый, гладковыбритый, сухопарый, вежливый.
Далее мы с нашими читателями переносимся в небольшой городок Чердынь Пермского края, откуда родом наш нынешний губернатор. Отдельно хочу остановится на колокольне Воскресенского храма.
Чем же восхитил автора данных храм. Тем, что это единственная церковь, где нам любезно разрешили подняться по внутренним лестницам на самый верх колокольни и изучить внутреннее убранство самой колокольни.
Насладившись красотой вида сверху с колокольни, величественностью момента и нахождением в сердце древнего храма автор начал подумывать, чтобы остаться бы при храме служителем, возможно даже звонарём, но… что-то пошло не так… и пришлось продолжить путешествие по святым местам (возможно сначала надо исповедаться).
Автор обратил внимание, что все десятки церквей, которые он посетил, они все возрастом примерно 200, 300, 400 лет и более, как раз по возрасту городов и посёлков, в которых они находятся. Архитектура завораживает: стены от 1,5 м толщиной, арки и потолки в виде неострых конусов, обилие икон, запах ладана, спокойствие и умиротворение. Многие храмы действующие. Скорее всего автор в прошлой жизни имел отношение к церкви, раз так проникновенно воспринимает убранство церкви и чувствует в них себя как дома. Говорят, что Суздаль город церквей. Враки. Чердынь – город церквей.
Но мы с Вами остановимся на самом известном в Пермской крае комплексе: Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь. Которого ещё иногда называют «Уральский Афон».
Это самая крупная церковь в нашем крае. Построен он был в начале 20-го века, хотя задуман был ещё в конце19-го века, но был тогда деревянным. Как водится, его строили всем миром. Особенность монастыря в том, что кроме мужского монастыря при нём существует ещё дом престарелых и трапезная для путников, паломников и всех желающих. Организуются крёстные ходы от г. Перми до монастыря, что составляет около 111 км пешего перехода. Как наши бабушки это выдерживают?
Мистическое место.
Службы в храме ведутся в верхнем зале, но самое умиротворённое место находится во вновь отреставрированном нижнем зале.
Вопрос знатокам: ну вот как так получается, что заходишь в зал, садишься на скамейку и слышишь только себя, свои мысли?
Никто и ничего не отвлекает, сквозь верхние окна просачиваются лучи солнца, сидишь и вспоминаешь рекламный слоган: «И пусть весь мир подождёт».
Вот мы с нашими читателями и добрались до Пермской соборной мечети, которая была построена в 1903 году архитектором, который использовал при проектировании мечети элементы архитектуры из мусульманского, православного, андалузского, арабского и татарского миров.
Данная мечеть в советское время не работала и использовалась как склад для художественной галереи, архив. Данная мечеть принадлежит суннитскому направлению в Исламе и главная мечеть находится в Москве. В Перми также есть мечеть шиитского направления в Исламе и она принадлежит к г. Уфа.
В данной мечети мужчины молятся на 1-ом этаже, женщины на 2-ом, при этом «никах» проводится в одном зале, только мужчины и женщины разделены и стоят по разные стороны друг от друга.
Экскурсию нам проводил имам мечети и насколько я его правильно понял, намаз проводится 5 раз в день и 3 раза время для молитвы может меняться каждый день на несколько минут и зависит от положения солнца, местности календарных дат.
Что интересно наш экскурсовод – имам, преподаёт духовную культуру в нашей кадетской школе, где в Уставе школы прописано такое обучение. Т.е. когда наступает время такого урока, то часть учеников и учениц идут на урок по православной духовной культуры и часть детишек на урок по мусульманской духовной культуре. При этом в нашем государстве не предусмотрены уроки, связанных с пропагандированием еврейской духовной культуры.
Как наши читатели могут заметить, что в мечети нет никаких икон, и других каких-либо изображений. В мусульманском мире запрещено изображение неживых людей и животных и размещение их в мечетях. Подразумевается, что человек, пришедший в мечеть общается с Богом напрямую, без посредников. Если какие-то надписи, знаки и символы размещены в мечети, то они носят исключительно декоративный характер.
Данная фотография из мечети, которая находится в селе Баш-Култаево в Пермской крае. Оформление мечети выглядит достаточно необычно, попадая в которую, человек ощущает себя как… дома. Ничего лишнего, есть только цветы и ковры, по которым можно ходить только без обуви, и вообще вход в мечеть, далее так называемой прихожей, где люди снимают верхнюю одежду. Небольшой коврик синего цвета «намазлык», и он используется для совершения намаза. В нише находится минбар, с которого имам читает пятничные молитвы, он должен находится немного выше молящихся, чтобы его было видно, и чтобы он мог видеть молящихся.
Повторюсь, что обстановка в мечети достаточно аскетична, возможно так предусмотрено, чтобы человек не отвлекался от общения с богом (моя версия).
Сегодня автор с нашими читателями и читательницами окунулись в мир, который в разные периоды жизни, почти каждого человека, оставляет свой неизгладимый след.
Ваш соавтор по правильным… и просветительско-ознакомительным статьям.
Евгений Михалев