Когда речь заходит о "пресловутом" Канском кинофестивале, то всегда упоминается то обстоятельство, что лишь один наш фильм "Летят журавли" смог завоевать главный приз. Думаю, что творение Калатозова-Урусевского было настолько изумительным, что жюри фестиваля ... просто не смогло, как обычно, "отдать победу" в 1958 году, не этому киношедевру. А что, другие наши выдающиеся картины были менее достойны этих "импортных наград"?
Дело в том, что недавно по "тарелке" демонстрировали несколько фильмов "великого" Франсуа Трюффо. Да и знаменитую драму Лукино Висконти "Рокко и его братья" с юным Делоном, показывают довольно регулярно. Но, дорогие товарищи, сравнивать творения тогдашнего "итальянского неореализма" и "французской новой волны" с невероятно "живыми" фильмами лучших советских режиссёров, как даже и ... нелепо.
Нет, посмотрев "На последнем дыхании" Годара или "Развод по-итальянски" Пьетро Джерми 1961 года, тут можно и поспорить.
Но наш "Сорок первый" Чухрая, его же "Баллада о солдате" или две чудесных работы Татьяны Дорониной - "Три тополя на Плющихе" и "Ещё раз про любовь" - это картины, подобрать "западные аналоги" к которым просто не реально. Что? - фильм "И бог создал женщину"? Так и его снял "наш" Вадим Племянников.
Конечно, "Ночи Кабирии" и "Сладкая жизнь" Феллини - абсолютные киношедевры, но в Союзе то в 60-е было создано столько прекрасных картин, что ... только раздавай призы. Да, кому-то очень нравится забавная комедия Луи Маля "Зизи в метро".
Или его же печальная драма с божественной Жанной Моро "Лифт на эшафот". А кто-то ещё помнит, как наши барышни, посмотрев в начале 60-х фильм Кристиана Жака "Бабетта идёт на войну", помчались в отечественные парикмахерские, создавать на голове причёски " а-ля Брижит Бардо".
Но вряд ли кто-то на Западе смог превзойти нашего "Гамлета", или изумительные роли Олега Даля в картинах - "Женя, Женечка и „катюша“" и "Хроника пикирующего бомбардировщика". А где вы в 60-е могли бы увидеть "их ленту", подобную нашей "Старой, старой сказке".
А "9 дней одного года", разве кто-то... "там" умудрился снять. Да и что-то подобное нашим чудесным детективам -- "Два билета на дневной сеанс" или "Ошибка резидента", не говоря уже о "Мёртвом сезоне" Саввы Кулиша, им тоже... когда-то удалось наснимать?
И тут кто-то... вовремя вспомнил и о ... Тарковском. Да, этим советским гением восхищались и на Западе, но вот Каннский фестиваль так и ... "промолчал".
Говорят, что "Анна Каренина" в 1968 году могла бы реально получить этот "капризный" приз. Но развесёлые парижские (и сорбонновские) студенты сумели отменить этот предстоящий триумф режиссёра Александра Зархи.
В общем, что хочется сказать - наше Великое Кино 50-х, 60-х всегда было "на порядок" ярче, самобытные и ... доступнее, чем все их западные "изыски". Но раздавать призы, пусть и объективно лучшим советским фильмам, там и тогда было как-то ... не слишком ... желательно ... .