Найти тему
Еженедельник "Звезда"

Характерные особенности специальной военной операции

Как показала специальная военная операция, концептуальные наработки НАТО столкновения с реальностью не выдержали. СВО оказалась очень далека от тех конфликтов, к которым готовился альянс.

РИА Новости
РИА Новости

Одна из ключевых особенностей СВО - принципиально новый формат вооружённого противостояния сторон. Суть этого формата - прокси-конфликт так называемого коллективного Запада против РФ на территории Украины, готовой жертвовать всем, включая жизни своих граждан и политическую субъектность, ради интересов националистического режима в Киеве и его иностранных бенефициаров. При этом де-юре Украина и страны НАТО/ЕС не находятся в состоянии войны с РФ, даже при том, что Москва и Киев ведут друг против друга ожесточённые боевые действия, а страны НАТО/ЕС, считающие себя застрахованными от российской силовой "ответки", играют роли "кукловодов", помощников и спонсоров киевского режима. При этом СВО является наиболее масштабным военным конфликтом в Европе со времён Второй мировой мойны.

После того, как в 1991 году с карты мира исчезли Организация Варшавского договора и СССР, вероятность того, что армии стран НАТО будут участвовать в большой войне на европейском ТВД заметно снизилась. Почти полностью потеряла актуальность и способность армий взламывать сплошной фронт неприятеля. Воевать в новых реалиях предстояло с технически отсталыми армиями Ирака и Ирана, а то и вовсе с боевиками, вооружёнными китайскими АК. Эти обстоятельства породили концепцию, согласно которой предполагалось, что войска НАТО будут участвовать в конфликтах низкой интенсивности (LIC) за пределами Европы. Исходя из этого был сделан упор на создание относительно малочисленных, но зато высокопрофессиональных вооружённых сил - так называемых малых умных армий, тиражирование разнообразных подразделений специального назначения, сетецентричность, способность использования высокоточного оружия, повышение мобильности и маршевой скорости подразделений. В рамках СВО эти концептуальные наработки, мягко говоря, не пригодились.

РИА Новости
РИА Новости

Необходимость заново учиться воевать бригадами, дивизиями и корпусами, изыскивать эффективные способы взлома глубоко эшелонированной обороны противника в условиях существования сплошного фронта оказалась, по словам западных военных экспертов, одной из "шокирующих новинок" СВО. И это не удивительно, ведь апологетами LIC превозносились действия отдельными тактическими группами, идеально подходящими для стремительных маршей, рейдов, охватов, а также для просачивания в тыл врага в условиях отсутствия сплошного фронта. Реальность столь масштабного военного конфликта оказалось совсем неподходящей для этой концепции.

Конфликт на Украине выявил высокую, а местами и высочайшую востребованность большого количества мотивированной, обученной и обеспеченной всем необходимым для ведения боевых действий пехоты, без которой, как оказалось, и в XXI веке невозможно ни эффективно обороняться, ни эффективно наступать.

Другая немаловажная особенность специальной военной операции - массовое использование Украиной в военных целях терминалов глобальной спутниковой системы Starlink. Массовое использование высокоскоростного широкополосного спутникового доступа в интернет позволило ВСУ по ряду позиций формирования тактической цифровой среды и повышения ситуационной осведомлённости превзойти даже армию США. Россия, к сожалению, на сегодняшний день собственным полноценным аналогом Starlink не располагает. Но работа в этом направлении ведётся, и хочется надеяться, недостаток в ближайшее время удастся исправить.

spacex.com
spacex.com

Нельзя не упомянуть и наиболее обсуждаемую особенность СВО - массовое применение сторонами конфликта самых разнообразных беспилотных аппаратов. Наземные беспилотные платформы на сегодняшний день ещё только "обживаются" на поле боя, а вот на воде и в воздухе уже давно "прижились": украинские БЭК сегодня представляют угрозу для нашего Черноморского флота, разнообразные воздушные беспилотники используются и для разведки, и для нанесения ударов, и для корректировки огня. Всё это, естественно, отразилось и на боевых действиях в целом.

Ещё одна особенность СВО заключается в том, что это первый в XXI веке конфликт, когда участникам приходится действовать в условиях существования у противника современной авиации и многокомпонентной эшелонированной системы ПВО. Противовоздушная оборона противоборствующих сторон оказалась сильнее авиационной компоненты, что является частью характерной для СВО тенденции, демонстрирующей явное превосходство оборонительного потенциала сторон над наступательным. Но наступать всё равно необходимо - иного способа решить задачи СВО просто не существует.

Другая особенность - чем хуже идут дела у ВСУ на фронте, тем чаще Киев прибегает к практике реализации против России действий, квалифицируемых как террористические акты. Кроме того нельзя не упомянуть и то обстоятельство, что конфликт на Незалежной сегодня используется в качестве полигона для обкатки новых видов вооружений и способов ведения боевых действий. Причём занимаются этим не только непосредственные участники конфликта - Россия и Украина, но и бенефициары киевского режима. Это, конечно, далеко не все особенности, а лишь наиболее явные из них. И та из противоборствующих сторон, которая быстрее их отрефлексирует и в полной мере к ним приспособится, получит несомненное преимущество над оппонентами.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"

#сво #армия #геополитика #россия #пво #авиация #бпла #конфликт