КАК ОБЩАТЬСЯ С САМОДУРОМ? Часть 1.

  В последнее время мне несколько раз задавали вопрос «Как общаться с самодуром?».

В последнее время мне несколько раз задавали вопрос «Как общаться с самодуром?». Я решила проиллюстрировать ответ на этот вопрос, взяв за основу самый яркий случай из моей практики и дополнив его наблюдениями и опытом из жизни. 

 

Обозначу сразу три важных момента: 

 

🔷 Самодуром я буду называть человека, поведение и поступки которого иррациональны и неадекватны происходящему, чересчур эмоциональны или нелогичны, и идут в ущерб не только вашим, но и его собственным интересам. Он может быть холоден и сдержан, может закатывать истерики и скандалить, а может ныть и страдать. Общее в его подходах то, что его рассуждения и выводы нелогичны, претензии не обоснованы, он нарушает границы, нападает первым и не гнушается оскорблениями и унижением. 

🔷 «Неадекватность» не означает однозначного наличия у человека расстройства личности или другого психиатрического диагноза, хотя и не исключает его. Ставить такой диагноз – задача психиатра. Для ориентира могу только обозначить, что для расстройства личности характерны три аспекта: «странности» характера, реакций и поведения проявляются всегда, проявляются везде – во всех сферах жизни, и приводят к социальной дезадаптации. 

🔷 Это будет лонгрид из трех частей, так как самый простой способ взаимодействия с неадекватным человеком – это не общаться с ним. Если избежать контактов невозможно, то придется подбирать подходящий способ. Поэтому я постараюсь описать их побольше, чтобы было из чего выбирать. 

 

Итак, когда-то давно, ещё во времена моей работы в банковской сфере, я вышла на новую работу. Меня сразу, ещё на собеседовании, предупредили, что предыдущий руководитель ушел из-за конфликта с начальником отдела IT. И выдвинули список требований, которые сформулировал этот начальник, и с которыми не согласился мой предшественник. Не согласился, в общем-то, правомерно - они выходили за пределы набора навыков и знаний, необходимых для этой должности. Но остальные условия работы были очень привлекательными, я понадеялась на свою уверенность, знания, опыт и умение вести диалог, поэтому предложение о работе приняла. 

Однако, на деле проблема оказалась сложнее, чем казалась извне. Руководитель IT не хотел сопровождать мое подразделение в принципе - сути работы не знал и вникать не хотел, считая, что я должна техническую поддержку обеспечивать себе сама. Отказ выполнять обязанности, которые однозначно соответствуют занимаемой должности, противоречило всем нормам, инструкциям и технике безопасности. Я посчитала это нелогичным, и шагнула было на путь предшественника, попытавшись аргументировать почему техподдержка - это именно его задача. Но тут же столкнулась с тем, что не выдержал мой предшественник - аргументы отвергались, децибелы повышались, а саму работу этот товарищ начинал саботировать. Высшее руководство, интеллигентные и мягкие люди, децибелы не выносили и участвовать в разборках не желали, а поэтому шли у него на поводу. Апеллировать к ним смысла не было. Выбор был очевиден - или уходить, или остаться и побороться. Опыт общения с иррациональными людьми у меня был, к тому же мне очень повезло с новыми коллегами. В общем, плюсов было много, а минус один. И я решила остаться и попробовать наладить взаимодействие. 

 

Первое на что я опиралась – что человек кричит от ужаса. Так как этот товарищ кричал до меня и кричал, по моим наблюдениям, не только на меня, следовательно, то, что с ним происходило имело ко мне, как к таковой, весьма опосредованное отношение. В общем-то за самодурством и неадекватностью в большинстве случаев обнаруживается тревога и восприятие окружающей среды как агрессора, перед которой такой человек чувствует себя бессильным и беспомощным. Поэтому вас он не видит. Вы для него - всего лишь олицетворение этого агрессивного внешнего мира. И он кричит, пытаясь вернуть себе контроль, как умеет. В этом его даже можно пожалеть. Ну или, по крайней мере, отнестись с пониманием. 

Второе – важно прислушиваться к себе и к своим ощущениям. Самодур вполне может казаться милым и приветливым пока приглядывается к вам и оценивает насколько вы можете быть для него опасны. Человек, с которым мне пришлось столкнуться, сначала тоже был достаточно вежлив. У меня даже возникли подозрения, что на него наговаривают. Но, прислушиваясь к себе, я ощущала в его присутствии дискомфорт, напряжение и раздражение, в контакте с ним у меня начинала болеть голова. Поэтому его первая истерика не стала для меня неожиданностью. 

Третье - когда человек сталкивается с неожиданной, непредсказуемой угрозой или ситуацией, вызывающей в нем интенсивные переживания, например, с истерикой самодура, то в нем срабатывает одна из примитивных защит - «бей», «беги», «замри» или «уступи». Цель у самодура – повысить скорость и градус эмоционального накала настолько, чтобы вы, ощущая опасность, перестали мыслить и действовать рационально, а начали использовать свойственную конкретно вам примитивную защиту. В результате власть и контроль над ситуацией оказываются у него, а ответственность за проявление агрессии или прерывание контакта – на вас. 

 

Если вы сталкивались с подобным человеком, то знаете, что разговор с ним происходит по одному и тому же сценарию. Он своим тоном, построением фраз и подбором эпитетов с такой скоростью вас заводит, что вы, не успев моргнуть и глазом, уже ловите себя на том, как переходите от защиты к нападению. Или начинаете плакать. Или убегаете. В результате он выигрывает и получает подтверждение, что способ работающий, можно продолжать. А вы чувствуете себя проигравшим, виноватым или глупым, и решаете делать все самостоятельно, лишь бы больше с этим человеком не связываться. 

 

Продолжение следует. 

 

© Юлия Ивлева 

#психология #гештальт #работа #вина #манипуляции #защита #конфликт #истерика #нарциссизм #границы