Найти тему

История борьбы славян и чудских племен на Европейском Севере!

История борьбы славян и чудских племен на Европейском Севере преимущественно является мифом. Север большой и возможно стычки между древнерусскими переселенцами и чудским местным населением происходили, но завоевания как токового не было. На это указывают многочисленные археологические открытия и северная топонимика. Так на Пинежье в Архангельской области многие места носят карельские и вепские наименования, что говорит о волне заселения северных земель карелами, которые в древние времена имели союзные отношения с Древнерусским государством. Например, названия с окончанием на -немь (напр.  Пиринемь) идут от вепс. nem’ [немь] - "мыс", а наименование ручьёв, которые оканчиваются на -оя (напр. Маткоя) от вепс. и карел. [oja] - "ручей". Выходит, что славяне зачастую могли совсем не встречать чудские племена, а подселялись к дружественными им вепсам и карелам. Тем более, славяне были земледельцы, а прибалтийские финны в хозяйстве делали упор на животноводство. На начальном этапе древнерусской колонизации между ними не было ни какой конкуренции. Возможно, к этому времени чудь была вытеснена племенами прибалтийских финнов в самые удаленные и глухие места, а их поселения, как языческие, прозвали "погаными" (например - сура поганая или тоймичи поганые ).

О войне чуди и славян на Пинеге говорят народные поверья, которые сложились в XVIII-XIX вв. Они указывают на остатки многочисленных земляных укреплений - чудские городища. По народным легендам, местное чудское население до конца сопротивлялось нашествию новгородцев, а потом оно ушло под землю: «чудь в землю ушла», «чудь живьем закопалась», «чудь под землю пропала» и т.д. Такие поверья были не только на Пинежье, но бытовали и в других местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Пермской губерний. Касательно же пинежских земляных крепостей, то архангельский археолог А. Куратова обобщив полученные данные выразился однозначно: «Археологическое обследование „чудских" городищ на Пинеге установило их принадлежность к русскому населению XV—XVII веков. Достоверных «чудских» памятников с ярко выраженным культурным слоем дославянского времени не обнаружено». Таких не чудских городищ достаточно много по всему Русскому Северу и многие из них ещё ждут тщательного изучения, возможно некоторые из них и будут чудскими.

О мирном сосуществовании может говорить и тот летописный факт, что предок преподобного Варлаама Шенкурского - Василий Матвеевич в начале 14 века купил (не захватил) у чудских князей обширные земли по реке Ваге.

Еще одним подтверждением добрососедских связях и культурному обмену стали археологические раскопки проведенные в Каргопольском и Няндомском районах Архангельской области экспедицией академика Н. А. Макарова. Так на месте поселений 11-12 веков обнаруживались одновременно предметы и украшения, которые принадлежали как древнерусской, так и финно-угорской культурам. А на Мошенском озере (Няндомский р-он) были обнаружены две рядом стоящие деревни 11 века, где одна была древнерусская, а вторая финно-угорская. Деревни не имели ни каких заборов и укреплений, а их население вело мирное совместное сосуществование. И таких фактов, говорящих о мирном заселении славянами Европейского Севера, учеными обнаруживается все больше и больше. Что же касается преданий, то получается, что народная память коротка и люди перемешали действительные события, происходящие в разные временные отрезки истории, заменив действующих лиц на более понятный для простого народа сюжет. Представления о противостояние новгородцев и чудских племён за обладание северными землями для крестьян 18 века казались логичным объяснением боевым находкам минувших столетий. Но эти легенды превратились в ложный стереотип!