Найти тему
Алхимия 23

Исчезающие практики.

Оглавление

Открытие Будды состояло в том, что духовные практики начинаются не с болезненного самоограничения и аскетизма, а напротив, с переживания возвышенного радостного состояния.

Основная «авторская» медитативная практика Будды —ближайший аналог интроспекция — как инспекция внутренних состояний, самонаблюдение, заключается в удержании в поле внимания и постоянном осознании адептом всех своих телесных состояний, мыслей, чувств, настроений, желаний, действий, в том числе и обычно неосознаваемых (например, естественных отправлений, поэтому упражнения предполагают преодоление не только влечения, но и отвращения). Рекомендуется бесстрастно констатировать факты опыта, не привнося в них никакой личностной оценки или личностного отношения, включающего соотнесение со своим «я».

Более подробно основы этой практики нам известны по работам Г.И. Гурджиева. В наше время - это звучит немного жестковато, но из песни слов не выбросишь.

Мера самого себя может возникнуть из сбора данных о самом себе и наблюдения за собой во время выполнения принятого плана работы.

"Вы не имеете меры для измерения себя. Вы живете лишь согласно категориям "Я люблю" или "Я не люблю", у вас нет другой оценки, кроме своей собственной. Вы не распознаете ничего, что лежит выше вас, ни теоретически, ни логически. Именно поэтому вы продолжаете требовать и верить в то, что все очень дешево и у вас в кармане достаточно, чтобы получить все, что вы пожелаете. Вы не распознаете ничего из того, что выше вас, равно как и то, что вне вас или внутри вас. Именно поэтому я повторяю, вы не имеете внутренней шкалы измерения и живете пассивно, лишь согласно своим симпатиям и антипатиям.

Вас ослепляет ваша "оценка самих себя". Это самое большое препятствие на пути к новой жизни.

Вы должны быть способны преодолеть это препятствие, этот порог прежде, чем идти дальше. Этот порог делит людей на две категории: "зерна" и "плевелы". Не имеет значения, насколько умен или даровит человек; если он не способен к переоценке самого себя, нет надежды на внутреннее развитие, на работу в ключе внутреннего самопознания, реального бытия. Человек остается таким, каким он был всю свою жизнь.

Первым требованием, первым условием, первым проверочным тестом для того, кто хочет работать над самим собой, является способность к переоценке самого себя. Человек должен не просто воображать, верить или думать, но увидеть в себе некие вещи, которые он никогда прежде не видел, увидеть их в реальном свете. Понимание человеком самого себя не может измениться, если он по прежнему ничего не видит в себе самом.

А для того, чтобы видеть, он должен научиться видеть; это первое посвящение человека на пути к познанию самого себя.

Прежде всего человек должен понять, за чем он должен наблюдать. Когда он знает это, он способен делать усилия, удерживать свое внимание и наблюдать с постоянной настойчивостью. Только постоянно поддерживая свое внимание и не забывая наблюдать, возможно, однажды человек будет способен видеть. Если он увидел однажды, он может увидеть второй раз, и если так будет продолжаться, он не сможет больше не видеть. Это и есть состояние, к которому мы стремимся, цель нашего самонаблюдения; из этого состояния рождаются наши истинные желания и мы из холодных превращаемся в теплых, вибрирующих; к нам прикасается наша собственная реальность. Вы должны понять, что все другие мерки, талант, образование, культура, одаренность - являются очень частными и изменчивыми. Единственной точной и неизменной, объективно истинной меркой является внутреннее видение.

Я вижу, я вижу себя самого, и это реальная оценка.

Выделив свою высшую реальную часть, вы способны оценить свои низшие части, которые также являются реальными. И эта высшая оценка, определяющая роль каждой части, приведет к уважению самого себя. Но вы увидите, что это нелегко. И не дешево. Вы должны платить ежедневно. Платить за тех, кто не платит, за ленивых людей, за паразитов, за безнадежность. Вы должны платить, платить много и сразу, платить авансом. Платить самим собой. Искренне, сознательно, бескорыстно. Платить больше, чем способен заплатить, без тени экономии, надувательства или какой-либо фальсификации, платить больше, чем ожидаешь получить. И только тогда вы познакомитесь со своей собственной природой. Вы разглядите все трюки, все уловки, к которым прибегает ваша природа, чтобы не платить "наличными". Потому что вы должны поплатиться вашими заготовленными теориями, закоренелыми убеждениями, предрассудками, симпатиями и антипатиями. Не торгуясь, честно, без претензий.

Правильные упражнения, – сказал однажды Гурджиев, которые непосредственно ведут к цели, к овладению организмом и подчинению воле его сознательных и бессознательных функций, начинаются с дыхательных упражнений.

Без овладения дыханием нельзя ничего освоить. Однако овладеть дыханием не так-то просто. "Вы должны понять, что существуют три вида дыхания. Один – это нормальное дыхание. Второй – "вздутие". Третий – дыхание с помощью движения. Что это значит? Это значит, что нормальное дыхание протекает бессознательно; оно регулируется и контролируется двигательным центром."Вздутие" – это искусственное дыхание. Например, человек говорит себе, что он будет считать до десяти во время вдоха и до десяти во время выдоха или будет делать вдох через правую ноздрю, а выдох через левую; всё это совершается формирующим аппаратом. И само дыхание будет при этом другим, потому что двигательный и формирующий аппараты действуют, используя разные группы мышц. Группа мышц, через которые работает двигательный центр, недоступна формирующему аппарату и не подчинена ему. Но в случае временной остановки двигательного центра формирующему аппарату даётся группа мышц, на которые он может влиять и с помощью которых может приводить в действие дыхательный механизм. Но, конечно, его работа будет протекать хуже: чем работа двигательного центра, и недолго.

Дыхание, исходящее из формирующего аппарата, – это не дыхание, а "вздутие".

Идея здесь та, что если человек достаточно долго и часто дышит таким образом при помощи формирующего аппарата, двигательный центр, который в течение этого периода остаётся в бездействии, может устать от бездействия и начать работать, как бы "подражая" формирующему аппарату.

"Цель в том чтобы передать дыхание нужным мускулам, передать его двигательному центру.

Иногда это приносит успех. Но при этом всегда есть большой риск, что двигательный центр утратит свою привычку к двигательной работе. Дезорганизация функций машины вследствие дыхательных упражнений почти неизбежна, когда люди пытаются выполнять "дыхательные упражнения" по книгам, самостоятельно, без должной подготовки.

"Переход дыхания из-под контроля дыхательного аппарата под контроль двигательного центра никогда не может быть достигнут любителями. Для того чтобы этот переход произошёл, необходимо довести организм до крайней степени напряжённости; но самостоятельно человек не сумеет этого сделать. Частично методы дыхания используемые в монастырях совпадают с Гурджиевским подходам к практикам дыхания. В их системе считалось, что человеческий ум крайне летуч, «даже сосредоточенный ум постоянно скачет», и замедление дыхания здесь может принести пользу: «Поэтому советовали начинающим внимательно следить за вдохом и выдохом и немного сдерживать дыхание, в наблюдении за ним как бы задерживая дыханием и ум, пока они не достигнут с Божьей помощью высших ступеней».

Контроль и замедление дыхания следовало осуществлять непосредственно во время произнесения молитвы.

Считалось, что вся Иисусова молитва целиком должна произноситься на вдохе:«Вдыхая, одновременно совведи туда и глаголы молитвенные, как-то соединив их с дыханием». Ритм молитвы и ритм дыхания должны находиться в некотором гармоническом слиянии, благодаря чему через естественный и самопроизвольный акт дыхания укрепляется память о Боге, становясь непрестанной. В «Откровенных рассказах странника» Иисусова молитва соотносится с биением сердца: «Так ты точно также вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его, а ушами то внимательно слушай, как оно бьется и ударяет раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноровлять молитвенные слова. «Удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь, о чудо! непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Ведомо тебе, что дышим мы воздухом. Втягивая его в себя, мы делаем - это ради сердца, ибо сердце есть для тела источник жизни и теплоты. Сердце же привлекает к себе вдыхаемый воздух и выпускает из себя часть его тепла, когда мы выдыхаем воздух, тем самым оставаясь одинаково нагретым».

Когда дыхание проходит через нос в лёгкие и дальше в сердце, следует направить вместе с ним и ум: «Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце. Когда же он ту-да войдёт, приучи его не скоро от туда выходить: ибо в начале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте. Когда же привыкнет, то не любит, наоборот, кружиться во вне. Иначе говоря, между психическим и физическим существует тесная взаимосвязь: всякая перемена в нашем физическом состоянии оказывает воздействие на нашу психическую деятельность, и наоборот, каждое изменение в психическом состоянии отзывается на телесном, физическом уровне. Когда мы злимся или возбуждены, ритм нашего дыхания убыстряется, когда же мы погружаемся в размышление, он замедляется. Значит, если мы научимся регулировать физические процессы, например, дыхание, то это может повысить нашу сосредоточенность.

Изложенный таким образом принцип, лежащий в основе телесного метода, кажется бесспорным, чуть ли не самоочевидным.

Интересно сравнить практики суфизма с исихазмом. Практика зикра предполагает:

1) различные положения тела, в том числе те, где голова опущена на грудь, а иногда и те, где голова помещена между колен (в зикре, как и в йоге, позы могут быть весьма сложными – гораздо более сложными, чем в исихастской практике);

2) управление дыханием, при котором устанавливается связь между призыванием Имени и движением воздуха при дыхании (опять таки, практикуемые суфиями дыхательные упражнения гораздо сложнее тех, которые встречаются у исихастов).

На более высоких ступенях призывание может быть соотнесено с биением сердца (как мы уже отмечали, об этом упоминается в «Откровенных рассказах странника», но не в византийских исихастских источниках); при молитвенном призывании могут использоваться чётки;

3) продвижение молитвы посредством дыхания от уст к сердцу; нисхождение из головы в сердце, которое в суфизме, как и в исихазме, рассматривается как средоточие всей человеческой личности.

Поскольку эти две традиции имеют общие библейские корни, исихазм в этом отношении значительно ближе к суфизму, чем к йоге.

Третий вид дыхания Гурджиев обозначал так: «Дыхание с помощью движений».

Этот третий путь требует большого знания человеческой машины и применяется в школах, руководимых сведущими людьми. По сравнению с ним все другие методы оказываются "кустарными" и ненадёжными. "Фундаментальная идея этого метода заключена в том, что некоторые движения и позы могут вызвать нужный вам вид дыхания, и это дыхание будет нормальным дыханием, а не "вздутием".

Трудность состоит в том, чтобы знать, какие движения и какие позы вызывают определённые виды дыхания – и у людей какого рода. Последнее особенно важно, ибо люди с этой точки зрения делятся на известное число определённых типов, и каждый тип должен иметь для одного и того же вида дыхания свои собственные движения; потому что одни и те же движения вызовут у людей разных типов разное дыхание.

Человек, который знает, какие именно движения произведут у него тот или иной тип дыхания, уже умеет управлять своим организмом, способен в любой момент привести в действие тот или иной центр или прекратить работу какой-нибудь его действующей части. Конечно, знание этих движений и возможность управлять ими, как и всё прочее в мире, имеет свои степени. Человек может знать меньше или больше, может использовать своё знание лучше или хуже. Нам важно лишь понять принцип. "Это особенно важно в связи с изучением подразделений центров. Об этом уже несколько раз упоминалось.

Вы должны понять, что каждый центр делится на три части в соответствии с первоначальным делением центров на "мыслительный", "эмоциональный" и "двигательный".

По этому же принципу каждая из частей в свою очередь делится на две части: положительную и отрицательную.

И во всех частях существуют связанные друг с другом группы "валиков": некоторые из них вертятся в одном направлении, некоторые – в другом. Этим объясняется различие между людьми, то, что называется "индивидуальностью".

Конечно, здесь нет никакой индивидуальности: дело просто в различиях между "валиками" и "ассоциациями".

В современном понимании: ключевое отличие между внутренним и внешним дыханием заключается в том, что внутреннее дыхание относится к набору метаболических реакций, которые происходят в клетках для выработки энергии за счет окисления глюкозы и других органических молекул, в то время как внешнее дыхание относится к процессу перемещения кислорода из внешней среды в клетки и перемещения углекислого газа из организма в внешнюю среду.