Найти в Дзене
Города, поезда и горы

На поезде "Прииртышье" в Павлодар. Вспоминаем № 73/74

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в Павлодар. Давайте вспомним поезд № 73/74, который одно время назывался "Прииртышье". "Иртыш" мы уже вспоминали, теперь вот речь и до павлодарского дошла. Хотите посмотреть, как на снимке из космоса выглядят эти места: Кругом казахские степи, а посередине узкая зеленая полоска. Это как раз долина Иртыша. Ну что сказать?! С курса истории древнего мира мы помним, что люди селились вдоль рек. Те разливались, причиняли кучу бед, но жить без воды человек не мог. Вот и здесь поселения известны с давних времен. Жил здесь народ кимаки. И организовались они в государство, которое называлось Кимакский каганат. Вот город Имакия - древний город на месте современного Павлодара - и был стал столицей этого каганата. Кстати, занимал каганат огромную территорию - от Иртыша до реки Урал в годы своего расцвета. Потом долгое время был форпост, станица и, наконец, город. Это центр Павлодарской области. Сегодня дети возмущаются в школе, что им нуж

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие в Павлодар. Давайте вспомним поезд № 73/74, который одно время назывался "Прииртышье". "Иртыш" мы уже вспоминали, теперь вот речь и до павлодарского дошла.

Хотите посмотреть, как на снимке из космоса выглядят эти места:

Кругом казахские степи, а посередине узкая зеленая полоска. Это как раз долина Иртыша. Ну что сказать?! С курса истории древнего мира мы помним, что люди селились вдоль рек. Те разливались, причиняли кучу бед, но жить без воды человек не мог. Вот и здесь поселения известны с давних времен. Жил здесь народ кимаки. И организовались они в государство, которое называлось Кимакский каганат. Вот город Имакия - древний город на месте современного Павлодара - и был стал столицей этого каганата. Кстати, занимал каганат огромную территорию - от Иртыша до реки Урал в годы своего расцвета.

Павлодар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Павлодар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Потом долгое время был форпост, станица и, наконец, город. Это центр Павлодарской области. Сегодня дети возмущаются в школе, что им нужно выучить на географии все субъекты РФ. И уметь показать их на карте. В наши годы задачка посложнее была - нужно было знать все края и области всех республик СССР. А это ой насколько больше!

Набережная в Павлодаре. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Набережная в Павлодаре. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

На момент распада СССР здесь проживало 330 тыс. чел. Но после 1991 года население стало резко сокращаться. К 2004 году численность упала на 45 тыс. чел. до 285 тыс. Но с тех пор оно не только восстановилось, но и серьезно увеличилось. Сейчас численность населения составляет около 365 тыс. чел. Если бы это был российский город, то он был бы где-то в районе Якутска (51-е место). В Казахстане это 7-8 места. Там вечное соревнование с Усть-Каменогорском.

Павлодар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Павлодар. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот в этот город и ходил поезд "Прииртышье". В 2004 году его уже не было. В наши дни через этот город достаточно интенсивное железнодорожное сообщение, но нет ни одного поезда в Россию. Есть Алматы, Астана, Кызылорда, Мангистау, Оскемен, Пресногорьковская, Семей, Туркестан... Поэтому у нас остается единственный вариант отслеживать его маршрут по расписанию 1987 года (из числа наших традиционных вариантов).

Итак, с вокзала Павлодара поезд отправлялся в 20:20 по московскому времени - в ночь.

Павлодар. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Павлодар. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Через 2 часа 22 минут поезд № 73 оказывался в Экибастузе - достаточно крупном городе на западе Павлодарской области с численностью населения за 150 тыс. чел. Кстати, название это можно перевести как "Две головы соли". По городской легенде, считается, что когда здесь были обнаружены залежи угля, то первый, кто их нашел, пометил их двумя головами соли (понятия не имею, что это значит). Наверное, двумя мешками соли. В любом случае это не более чем легенда, поскольку название встречалось на картах задолго до описываемых событий с открытием месторождений. Но это так и остался центр угледобычи.

Экибастуз. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Экибастуз. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а затем поезд уходил на Целиноград / Астану - кому как привычнее, где оказывался через 7 часов 48 минут после отправления из Павлодара.

Затем через ст. Тобол поезд уходил на Кустанай / Костанай - еще один областной центр в Казахстане с населением за 265 тыс. чел. Он и располагается тоже на достаточно крупной Сибирской реке - Тоболе.

Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Время в пути до этого места уже 19 час. 51 минута, и всё это не покидая территорию Казахстана.

Тобол в Кустанае. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тобол в Кустанае. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И затем через Троицк поезд оказывался в Челябинске. С момента отправления из Павлодара прошло 1 сутки 1 час и 15 минут.

Ну а далее уже тот маршрут, которым мы перемещались многократно. Поезд уходил на Златоуст, потом были ст. Сулея, Вязовая, Кропачево и Уфа.

Уфа. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Уфа. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Далее был длинный-длинный почти 5-часовой перегон без остановок. Потом было несколько станций - Абдулино, Асекеево, Похвистнево, Кинель и прибытие в Самару в 15:47. То есть в пути уже поезд был более 43 часов.

А вот далее он очень не спеша продолжал двигаться через Сызрань и Пензу в сторону Москвы. Время в пути было 21 час 15 минут. В наши дни самый медленный поезд Москва-Орск № 131 будет в пути 20 часов 49 минут. Остальные - 13,5-16 часов. Причем, я бы не сказал, что у павлодарского поезда были такие уж длительные остановки. Ну 15 минут в Пензе, 10 - в Сызрани. 10 - в Моршанске, 13 - в Верде, 15 - в Ряжске, 15 - в Рязани. И всё. Ну не поражает воображение. Далее до Казанского вокзала столицы без остановок, но 3 часа 32 минуты. Да там обычная электричка вечерняя сегодня в пути 3 часа 26 минут (правда, там остановки Выхино, Люберцы, Раменское, Бронницы, Белозерская и далее везде). В результате, в пути он был 66 часов 02 минуты.

Назад - еще медленее - 68 часов 03 минуты. Причем интересно, что время отправления с начального пункта почти совпадало: 20:10 и 20:20.

Я бы в Павлодарскую область съездил. Особенно на юг, где уже горы. Там, например, есть Баянаульский национальный парк.

Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А как вас такая скала с четко улавливаемым профилем:

Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и общий пейзаж:

Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Баянаульский национальный парк. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и узнаваемый памятник в Экибастузе:

Памятник Доценту. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник Доценту. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая экскурсия у нас получилась на "Прииртышье". Кстати, когда так назывался поезд, я так и не понял. В 1987 году еще не назывался, а в 2004 году его уже не было. Вот где-то в 90-е значит, скорее всего. Ну и фотографий его нет в сети. Если у кого-то есть, присылайте в комментариях, пожалуйста.

До встречи на канале! Спасибо, что читаете!

P.S. Все статьи про фирменные / именные поезда в подборке по ссылке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен